Мнение экспертов о проекте бюджета

16.12.2015 13:29   -
Автор:

Разработанный Министерством финансов Украины проект бюджета является реформистским и направлен на проведение ряда структурных преобразований, способных улучшить эффективность использования государственных средств и качество бюджетного процесса. Такое мнение высказали эксперты в ходе дискуссии о бюджете Украины на 2016 год в Украинском кризисном медиа-центре, передает УНИАН.

Как отметил советник Центра экономической стратегии Павел Кухта, разработанный Министерством финансов Украины проект бюджета отличается от бюджетов предыдущих лет тем, что “не сверстан под копирку”, а является новым бюджетом и направлен на снижение налогов и доли государства в распределении ВВП. “С бюджетом идет пакет определенных структурных реформ, которые способны улучшить эффективность использования государственных средств, улучшить качество бюджетного процесса. Это бюджет реформистский, в отличие от бюджетов предыдущих лет, которые фактически воспроизводили один другого, индексируясь на инфляцию и на рост ВВП. Безусловно, там есть что доводить до ума, но хотелось бы, чтобы этот бюджет прошел или хотя бы основные обозначенные позитивные вещи в себе сохранил”, – сказал он.

Среди позитивных новаций эксперт отметил закрепление процессов децентрализации, существенное сокращение квазифискальных расходов (докапитализация НАК “Нафтогаз Украины” и банков), а также легализацию игорного бизнеса, верификацию получателей пенсий и социальных выплат и снижение налоговой нагрузки на зарплату. “Доля всех расходов государственного сектора в ВВП при реализации этого бюджета, по нашим подсчетам, снизится до 42%, при этом будет выполнен целевой показатель по дефициту от Международного валютного фонда – 3,7% ВВП, что позволяет нам остаться в программе с МВФ и продолжить работать в ее рамках”, – добавил он.

Что касается государственных доходов, то эксперт отметил такие позитивные моменты, как снижение доходов от импортного сбора и от прибыли Национального банка Украины, что снижает эмиссионную составляющую бюджета и минимизирует связанные с этим риски инфляции и девальвации. По его оценкам, компенсаторами недостающих доходов частично станут повышение ставок и улучшение администрирования налогов, а также постепенное восстановление экономической активности. “Если все получится, и мы соберем необходимые доходы, мы получим более качественную структуру государственных доходов, потому что меньшую роль будет играть эмиссия центрального банка – это прибыль, которую центральный банк передает в госбюджет, большую роль будут играть непрямые налоги, что хорошо для развивающихся стран”, – пояснил Кухта.

Также эксперт отметил, что для компенсации повышения расходов на Пенсионный фонд в связи со снижением ЕСВ правительство рассчитывает оптимизировать расходы на образование, науку и здравоохранение, что потребует ряда структурных преобразований для повышения эффективности этих расходов, которые идут в пакете с бюджетом.

Помимо этого, Кухта обратил внимание на введение четких правил корректировки бюджета в течение года, что позволит не раздувать его расходную часть и усилит устойчивость госфинансов.

Главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан, в свою очередь, отметила, что предполагаемый в бюджете рост ВВП на 2% близок к консенсус-прогнозу, но не стоит рассчитывать на быстрый рост, поскольку в Украине до сих пор не работает банковская система и она не станет драйвером этого роста, а внешняя конъюнктура остается неблагоприятной. В то же время, она подчеркнула, что прежде всего важно, как будет расти номинальный ВВП, и что задача правительства не состоит в том, чтобы поддерживать те или иные отрасли экономики.

“Мы не должны рассматривать бюджет с точки зрения стимула для экономики. Задача правительства не состоит в том, чтобы поддерживать какие-то конкретные сектора. Мы уже проходили этот печальный опыт, когда поддерживали разные сектора в свое время, металлургию в том числе, и создали экономику, которая теперь очень сильно зависит от цен на внешних сырьевых рынках, она очень волатильна, и эта структура экономики себя не оправдала. Задача государства – создать равные условия для всех, чтобы все имели возможность развиваться”, – пояснила Белан.

Среди позитивных моментов Белан отметила снижение дефицита госбюджета и расходов на обслуживание долга, а также снижение квазифискального дефицита. По ее оценкам, бюджет создает предпосылки для снижения монетизации долга до 16% с 45% в текущем и почти 90% в прошлом году, но в реальности это будет зависеть от эффективности приватизации госпредприятий и получения поступлений от внешних кредиторов.

Заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко в качестве примера для подражания привела опыт Канады, которая благодаря проведенным структурным преобразованиям сократила госрасходы более чем на 10 п.п. к ВВП, в результате чего ее федеральный бюджет стал профицитным впервые за 28 лет, выросла занятость и реальный ВВП на душу населения на 20%, а госдолг сократился с 70% ВВП в 1995-1996 годах до 30% ВВП в 2007-2008 годах.

По ее словам, в Канаде при реформировании системы госфинансов расходы анализировали не с точки зрения их бездумного сокращения, а с точки зрения целесообразности существования тех или иных функций государства и возможности их отмены либо передачи местным органам власти.

“В Канаде основными архитекторами этих реформ были именно министры и замы министров. То есть это не делалось на уровне, когда Министерство финансов ходит и всех уговаривает сократить какие-то расходы, а министры бегают от министра финансов, и президент на это все смотрит. И общество широко открывает глаза, наблюдая за процессом. Это были министры и замы министров, они встречались в комитетах разного уровня, предлагая меры и методы. Очень хотелось бы, чтобы в следующем году наше правительство тоже пошло по такому пути, введя такие принципы пересмотра государственных программ и функций и открытый диалог с гражданским обществом”, – подытожила Репко.

Подготовила Елена Друбич