На рубеже веков: промышленность

04.04.2018 07:50   -
Автор:
Переселенцы
С XVIII столетия в Харькове начался стремительный рост населения. Происходил он как по естественным причинам, так и из-за переселенцев из Полтавской, Киевской, Курской, Орловской, Тульской, Черниговской губерний, а также выходцев из Турции, Кавказа и даже Западной Европы. Наплыв переселенцев в город происходил по двум причинам: из-за открытия в 1805 году Харьковского университета и из-за развития торговли и промышленности, которая после отмены крепостного права ускорила темпы роста в нашем городе буквально в геометрической прогрессии.
В 1830 году были созданы чугунолитейный завод Федотова, медеплавильный завод купца Рыжова, фабрика, на которой красили шелковые и шерстяные ткани, и даже фабрика по изготовлению экипажей. Также открывались предприятия пищевого производства. В среднем на каждом предприятии работало до 100 человек. Потенциал города привлекал и иностранных предпринимателей, которые создавали в городе акционерные товарищества и компании. Открывались представительства и филиалы мануфактур, банки, кредитно-финансовые организации. Так, уже в XIX веке Харьков стал местом, где сплав умов и энергии, талантов и капиталов творил будущее.
Гельферих-Саде
В 1879 году М. Х. Гельферих начал строительство завода, который через четыре года выпустил первые сельскохозяйственные машины — паровые и конные молотилки, сеялки, сноповязки. Сначала это был небольшой завод, но в конце XIX века к нему присоединилось торгово‑промышленное предприятие бельгийского купца Саде, и в 1895 году было основано акционерное предприятияе «Товарищество Гельферих-Саде» со значительным для того времени капиталом. В 1911 году на заводе работали 1480 человек. В 1917 году на производстве работало уже более 3000 человек. А в советские времена этот завод получил всем нам знакомое название «Серп и молот».
О самом основателе известно, что Гельферих Максимилиан Христианович родился в 1828 году в Рейтлингене, Королевство Вюртембер. На родине получил среднее образование. В 1851 году переехал в Харьков.
Предпринимательскую карьеру начал с заведования составом сельскохозяйственных машин одесской фирмы «Беллино-Фендер» в Харькове. Играл значительную роль в деловой и общественной жизни Харькова. В 1887—91 годах как представитель Харьковской биржи участвовал в работе Высочайше учрежденной комиссии по пересмотру таможенных тарифов. Активно участвовал в благотворительной деятельности: первый и крупнейший частный жертвователь Харьковского коммерческого училища императора Александра III; основал именную стипендию и в Харьковском технологическом институте (ныне — НТУ «ХПИ»); пожертвовал 100 тысяч рублей на создание больницы «Женская помощь» (1901).
Забытый бренд
«Украинский пиво‑медоваренный завод «Украинка» был основан в 1887 году и находился в одноименном хуторе Циркуновской волости. Центральная контора была расположена на улице Старо-Московской № 4 в городе Харькове. Владельцем «Украинки» был Иван Кириллович Гришенко.
Годовое производство продукции пиво‑медоваренного завода «Украинка» составляло в 1894 году — 83 000 рублей, а уже в 1914 году — 240 000 рублей. По сравнению со всем известным заводом «Новая Бавария» (годовое производство которого в 1914 году было — 800 000 рублей) это вроде бы мало, однако харьковская «Украинка», несмотря на это, разительно выделялась среди остальных пивоваренных предприятий не только нашего города, но и Российской Империи.
В книге «Фабрично-заводская промышленность и торговля в России 1896 года» находим такие сведения: «По имеющимся же сведениям в Россию под видом иностранного нередко проникает хмель русский. Некоторые заводы начинают заводить даже собственные хмелевые плантации. Такие плантации имеются, между прочим, у харьковского завода «Украинка». Но есть заводы, пользующиеся просто диким хмелем». Кроме собственного хмеля, завод имел и собственные механические приборы для солодоращения, которые не получили тогда еще популярности в империи. Иными словами, харьковское предприятие было уникально в техническом плане.
Сахарный король
Леопольда Кенига прозвали Сахарным королем еще при жизни. Хотя сахар не был центром вселенной интересов этого удивительного промышленника, как, собственно, центром его жизни не была и знаменитая усадьба в Шаровке, которая принадлежала его семейству и о которой так часто говорят в местных СМИ. Леопольд создал как в Харькове, так и в других городах империи самые разнообразные предприятия. Как человек успешный и состоятельный, Леопольд Кениг жил то в Бонне, то в Петербурге, в особняке на Васильевском острове, то в имении в Тростянецком имении, часто посещал выставки и презентовал товар. Так, в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке с‑петербургский 1‑й гильдии купец Леопольд Кениг за отличный рафинад при огромном производстве, за отличное устройство завода был в качестве высшей награды удостоен права изображать на своей продукции государственный герб. Также особого внимания заслужили его лаки для сахарных форм.
В 1879 году в Тростянецком имении Леопольд основал конный завод. Кениг поставил задачу выводить сильный упряжный сорт лошадей специально для исполнения тяжелых полевых работ. С этою целью из Бельгии были вывезены жеребец и две кобылицы арденской породы. Тяжеловоз-кобыла по кличке Дездемона была удостоена бронзовой медали.
К тому же именно Леопольд Кениг был, пожалуй, самым активным сторонником разведения лесов всех пород на Слобожанщине. В Тростянецком имении, например, из 17 697 десятин земли под лесом находилось 8 803 десятин. Вырубленные лиственные насаждения искусственно замещались хвойными. На выставку Кениг предоставил экспонаты лесоводства из обоих имений и расположил их как внутри своего павильона, так и около него.
Чего там только не было. Сеянцы и саженцы хвойных пород, которые шли на посадку в местах вырубленных площадей лиственного леса, орудия и инструменты, употребляемые при лесокультурных работах и при разработке леса, обрубки разной древесины из собственных лесов, со вкусом расположенные на полянке среди группы хвойных сеянцев и саженцев, дубовые и ясеневые доски, удивлявшие посетителей выставки своею шириною, образцы почвы. По окончании выставки эта коллекция образцов поступила в музей сада Харьковского университета.
Разумеется, такой человек не мог не заниматься благотворительностью. В нашем городе Леопольд Кениг и его сыновья состояли членами «Германского общества вспомоществования» и активно жертвовали деньги на развитие национальной общины.
16 декабря 1903 года в возрасте 82 лет Леопольд Кениг умер. Вся его финансовая империя находилась в отличном состоянии. Четверо сыновей — Юлий, Карл, Александр и Фридрих — оказались достойными продолжателями дела, начатого отцом.
Завод земледельческих машин и орудий
На нынешней улице маршала Бажанова, у Горбатого моста, еще одним немцем, Карлом Трепке, в 1868 году был основан завод, который занимался производством машин для сельского хозяйства. Здесь располагались сам завод, сараи и здания, в которых жили рабочие. Это предприятие стало одним из главных конкурентов завода Гельферих-Саде.
Ближе к концу XIX века, когда бизнес Трепке разросся, он построил чугунно-литейный и механические заводы. На его предприятии изготавливались мельничные поставы, сеялки, молотилки и многое другое. Однако со смертью Карла завод понемногу приходил в упадок. Сыновья Трепке перед самой Первой мировой войной продали детище своего отца.
Ольга Тараб