НДС переходит на электронное администрирование

03.02.2015 15:12   -
Автор:

«Это означает, что и средний, и крупный бизнес уже с весны окажется под давлением новых требований в отношении НДС», — считает директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF LegalService Наталья Ульянова.

Разобраться к весне

Напомним, на первом этапе внедрения системы электронного администрирования (с 1 февраля по 1 июля 2015 г.) вводится два основных новшества: НДС-счета и регистрация абсолютно всех налоговых накладных в электронном виде.

Спецсчета открываются каждому плательщику НДС автоматически в Госказначействе на основании данных Государственной фискальной службы. То есть, как только предприятие получает статус плательщика НДС, ГФС пересылает данные о нем в Госказначейство, где и открывают НДС-счет. На следующий день после открытия НДС-счета казначейство сообщает об этом налоговикам, а плательщику предоставляет реквизиты счета.

На него предприятие должно перечислить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного периода. Это значит, что теперь сумма НДС, указанная в налоговой декларации, должна перечисляться на спецсчет предприятия, тогда как до сих пор предприятия платили НДС в бюджет напрямую, со своего текущего счета. А казначейство на основании реестра, который составит фискальная служба (кто и сколько должен уплатить в бюджет), само спишет необходимые суммы со спецсчетов.

Важно отметить, что налог за январь предприятия будут платить еще по-старому. То есть перечисление денег на спецсчета будет происходить уже в марте, когда придет время платить НДС за февраль. «Так что у предприятий еще есть время до 20 марта — крайнего срока подачи декларации за февраль — чтобы разобраться с новой системой. На уплату налога отводится еще 10 дней, поэтому фактическое зачисление денег на спецсчета должно произойти до 30 марта», — уточнила советник президента Ассоциации плательщиков налогов Украины Анна Белоцерковская.

Эксперт отмечает, что во время работы системы в тестовом режиме, предприятия могут выписывать налоговые накладные, не привязываясь к сумме налога, которая будет перечислена в бюджет. А начиная с июля 2015 г., им придется следить за тем, чтобы суммы НДС в выписанных накладных покрывались либо имеющимся налоговым кредитом (суммы налога, которую должно возместить государство), либо «зарезервированной» суммой денежных средств на НДС-счету.

То есть, если сумма НДС в налоговой накладной больше, чем остаток денег на спецсчете, предприятие должно пополнить счет на недостающую сумму. Это является гарантией государству, что все суммы НДС, зафиксированные в налоговых накладных, будут уплачены в бюджет. В этом случае предприятию разрешат зарегистрировать накладную.

Поэтому по-настоящему ответственный момент наступит, когда система начет функционировать в полном объеме. Например, сложности могут возникнуть, когда придется рассчитывать необходимый объем средств на НДС-счете по сложной формуле.

Евгений Пронин управляющий партнер, директор ЮК «Грищенко, Пронин и партнеры» упоминает еще один важный момент. С нового года изменились критерии обязательной регистрации субъекта как плательщика НДС. Теперь общая сумма операций поставки (облагаемых НДС) за 12 месяцев должна быть не 300 тыс. грн, как раньше, а 1 млн грн. «В случае, если общая стоимость облагаемых товаров или услуг была менее 1 млн грн, вас лишают статуса плательщика НДС, закрывают НДС-счет, а остаток на электронном счете будет перечислен в бюджет», — объяснил он ситуацию. Избежать этого можно, осуществив «прогонку» денежных средств на недостающую сумму.

Штрафовать не будут до конца июня

Менее хлопотным делом пока представляется необходимость обязательной регистрации всех налоговых накладных, выписанных после 1 февраля 2015 г., в едином реестре.

Согласно новым требованиям, оформление всех налоговых накладных осуществляется только в электронном виде уже с начала 2015 г. А после 1 февраля абсолютно все выписанные электронные налоговые накладные должны еще и регистрироваться в Едином реестре налоговых накладных (в январе это можно было делать в добровольном порядке). «Регистрация налоговых накладных в ЕРНН предусмотрена в 100% операций, независимо от суммы налога на добавленную стоимость в одной накладной, а также независимо от того, является ли покупатель (заказчик) плательщиком НДС или нет», — рассказал нам Пронин.

Налоговые накладные должны быть зарегистрированы в ЕРНН в течении 15 дней с момента их выписки и за нарушение сроков регистрации налоговых накладных предусмотрены штрафы в размере от 10% до 40% от суммы НДС, указанной в накладной. И чем дольше предприятие тянет с регистрацией документов — тем выше сумма штрафа.

При этом во время тестовой работы системы штраф в размере 10% (за просрочку от 1 до 15 календарных дней) применятся не будет. «ГФС своим письмом от 19 января четко разъяснила, что штрафовать не будут за период с 1 января по 30 июня», – уточнила «Вестям» Анна Белоцерковская.

Автоматом только крупному бизнесу

С 1 января также были введены два новых требования для тех, кто может претендовать на автоматическое возмещение НДС, что существенно ужесточило условия его получения.

Первое: сумма НДС, заявленная к возмещению, должна быть в три раза меньше остаточной стоимости необоротных активов предприятия, проще говоря, имущества, которым владеет предприятие. Дело в том, процедура автоматического возмещения теперь не предусматривает проведение внеплановых налоговых проверок, поэтому если вдруг окажется, что НДС кому-то возместили неправомерно, государство должно иметь возможность вернуть эти деньги за счет имущества предприятия.

Второе условие: за предыдущие 12 месяцев предприятие должно было сделать инвестицию в развитие в размере не менее 3 млн грн. И вот это делает практически невозможным получение НДС «автоматом» для малого и среднего бизнеса. «К нам обращалось также за консультацией предприятие, 70% продукции которого идет на экспорт. Если раньше они подпадали под автоматическое возмещение, то теперь есть сомнения, смогут ли они выполнить новые условия», — рассказывает Анна Белоцерковская.

Все равно проверят

Вызывают сомнения у бизнеса обещания государства ввести мораторий на ревизии. «Как показывает практика, представителей бизнеса попросту вызывают в личном порядке или находят формальные причины для проведения проверок. Прописанные в документах рекомендации и применение их на практике, мягко говоря, сильно отличаются. Посмотрим, как налоговики на местах будут применять разъяснения ГФС», — подытоживает Наталья Ульянова.

Источник: Вести