13 ноября ушёл из жизни Каха Бендукидзе, грузинский политик, который в команде экс-президента Грузии Михаила Саакашвили вывел кавказскую республику из аутсайдеров в лидеры мировых экономических рейтингов.
С 2004-го по 2008 год, в течение которых Бендукидзе занимал посты сначала министра экономики, а затем министра по координации экономических реформ, Грузия в индексе восприятия коррупции улучшила позиции со 124-й до 67-й, а по лёгкости уплаты налогов прочно заняла место в первой мировой десятке.В рейтинге лёгкости ведения бизнеса Doing Business страна взлетела со 137-й позиции на 16-ю к 2010 году, а за следующие четыре года поднялась на 8-ю.
Своим опытом сторонник радикальных реформ, кардинального сокращения чиновничьего аппарата и максимальной приватизации по принципу “продать можно всё, кроме совести” был готов делиться с Украиной, симпатий к которой никогда не скрывал. Весной нынешнего года Бендукидзе вошёл в состав Экспертного совета при Министерстве экономики Украины, а к концу осени, по словам Михаила Саакашвили, мог получить портфель в украинском правительстве.
Этот разговор с Кахой Бендукидзе состоялся в последний день его пребывания в Украине, в июле 2014 года. Мы встретились в лобби отеля “Интерконтиненталь”, через несколько часов он собирался лететь домой, в Грузию. Признался, что новая украинская власть не прислушивается к нему, и был очень пессимистичен по отношению к будущему Украины.
Когда после сезона отпусков мы попытались согласовать этот материал, общение неожиданно затянулось, а потом и вовсе прекратилось: на последнее письмо с конечной версией текста, с учётом всех его замечаний он так и не ответил. Теперь, после смерти Кахи Бендукидзе, мы публикуем его последние советы Украине.
Услуги: главное не мешать
Знаете пословицу “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная — несчастна по-своему”? Точно так же все развитые экономики ориентированы одинаково: в первую очередь на сферу услуг. Обычно так же довольно развиты сфера производства и очень маленькая доля сельского хозяйства. Это не значит, что производство плохо развивается, просто рост сферы услуг всегда опережающий. В этом направлении движутся и Грузия, и Украина.
В странах, в которых основным налогом является НДС, промышленность будет платить меньше налогов, потому что НДС — это налог на потребление, а если продукция промышленности не потребляется внутри страны, то промпредприятия будут платить только налог на прибыль, которой может не быть, по крайней мере на бумаге. Значит, промышленность будет платить меньше, чем сфера услуг, которой приходится очень несладко. И очень часто в таких странах сфера услуг уходит в тень. Почему? Потому что для неё характерна высокая добавленная стоимость. Затраты идут только на зарплату или консалтинг. Ну, может, ещё карандаши купят и блокноты. Поэтому очень большая часть их выручки уходит в бюджет в виде налога на добавленную стоимость. Во многих странах такие компании облагают меньшим НДС, чтобы они не умирали и не уходили в тень.
Получение автомобильного номера занимает в Грузии не более 15 минут, а водительского удостоверения — 140 секунд
Конечно, бывают и услуги, которые экспортируются, но это скорее исключение из правил. Обычно развитые страны не ставят перед собой цель развивать экспорт услуг. Потому что для достижения этой цели у правительства нет практически никаких инструментов. В отличие от промышленности, когда заводы можно построить одним волевым решением.
Вот, например, в Украине активно экспортируются услуги в сфере информационных технологий, программирования, но не благодаря, а вопреки политике правительства. Значительная часть этих услуг не учитывается во внешнеэкономическом балансе. Сидит человек у себя в квартире и программирует. Ему платят деньги, не надо ему мешать. Люди спокойно живут, кормят своих родственников, знакомых, покупают продукты, то есть участвуют в экономической жизни общества. Можно, конечно, создать условия, чтобы они могли работать и по-другому, открыто. Но не ломать их через колено.
МВД Грузии в 2009 году переехало в здание с символично прозрачными стенами
Медицину или образование экспортировать сложнее. Есть и удачные примеры: рядом с моей работой в Тбилиси построили недавно большую больницу, ориентированную на медицинский туризм. Её возвели на деньги инвестора из Азербайджана. Но в целом конкурентоспособность сферы услуг — это редкое явление. Особенно в медицине и образовании. Они имеют национальный контекст: чего ради чехи или китайцы будут приезжать учиться на украинском? Это всё равно что ответить на вопрос: конкурентны ли вареники? Вареники с вишнями очень вкусно есть в Украине, но если везти их замороженными на другой континент, это будет уже не то. Так и с услугами: они нужны прежде всего внутри страны.
Образование: главное — не количество
Существует миф конца ХХ века о том, что хорошо тратить много денег на образование. Это ложь. Деньги стоит тратить только на правильно организованное образование.
Вот, например, в Швейцарии дипломы о высшем образовании сейчас получает 25% населения, в Соединённых Штатах — 40%. А в Украине — 80%. И что, Украина живёт от этого лучше? То есть сам этот процент ещё ничего не означает. Вы просто выбрасываете государственные деньги. А сейчас средства в бюджете заканчиваются, поэтому эта модель либо осознанно изменится, либо рухнет.
То же самое с наукой. Финансируются не научные исследования, а содержание исследовательских институтов. Это не деньги на науку, это деньги на их отопление. Более эффективны частные гранты, за которые люди борются, как это сделано в самой научно развитой стране — США. И как сейчас делается потихоньку в Европе.
Конечно, если дети рождаются в отсталых регионах, они должны получить какое-то бесплатное образование, и там нужны школы. Но, значит, у вас есть барьеры, которые мешают людям переселяться из таких регионов. Не надо впадать в романтическую ностальгию, говорить о брошенных домах. Ничего страшного: здоровая экономика основана на том, что там, где не надо жить, там люди не живут.
Экономика: денег больше никто не даст
Украина — экспортно ориентированная страна. У вас очень большое соотношение экспорта к ВВП. Вашей стране и дальше стоит развивать экспортные отрасли. Но сейчас у вас огромное падение ВВП, и поэтому важно привести вашу экономическую политику в соответствие с жизненной необходимостью.
Какие страны быстро растут? Гонконг, Сингапур, Китай, Тайвань, Южная Корея, Малайзия удерживают рост ВВП не менее 6% в год в течение десятков лет. Так вот, исследования показали: во всех этих шести странах через бюджет проходило меньше 20% ВВП.
В Грузии после налоговых реформ, которые провело наше правительство, этот показатель составил 27%, и, на мой взгляд, это тоже очень много. Но перед нами в то время стояла задача увеличить поступления в бюджет за счёт снижения налогов. В 2004 году, до реформы, мы собирали 13% ВВП, а в прошлом году — 27%, и это при том, что все налоги были уменьшены.
Почти $2 млрд было привлечено в Батуми за последние годы благодаря упрощённой процедуре утверждения инвестпроектов
В Украине совершенно другая ситуация. У вас расходная часть бюджета составляет около 50% ВВП, хотя в 90-х она была около 16%. Но в двухтысячных годах началась гонка “кто больше наобещает”, а особенно резкий скачок расходов произошёл за последние пять лет. И это убивает экономику.
Ведь это деньги, которых на самом деле нет. Расходы росли не за счёт повышения налогов, а за счёт резкого наращивания государственного долга. Бюджеты прошлого и нынешнего годов содержат огромный дефицит. Врачи используют такой термин: “травма, несовместимая с жизнью”. У вас тоже экономическая политика, несовместимая с жизнью.
Вы живёте в долг, и в долг никто больше давать не хочет. И если так будет продолжаться, через десять лет вы будете самой бедной страной Европы. Вам нужно это осознать и больше не выбирать в парламент людей, которые обещают золотые горы.
Заветы Бендукидзе
Фокус вспоминает самые ценные советы грузинского реформатора Украине в его последних интервью журналу.
Простого рецепта [выхода из кризиса] нет. Скорее всего, придётся девальвировать гривну. Я уже полтора года жду, когда это произойдёт. Если мы говорим в рамках общепринятых рецептов, то без помощи МВФ не обойтись. Кроме того, нужна срочная реформа пенсионного законодательства. Например, в Украине очень большой перекос в пенсиях обычных людей и силовиков, госслужащих и так далее. Третье: нужно отменить субсидирование газа, которое поглощает несколько процентов ВВП. В правительстве обязаны осознавать, что они должны быть проводниками очень непопулярных и болезненных решений. Если они этого не сделают, закончат бесславно.
Люди, которые будут проводить реформы, не должны быть профессиональными политиками, которые пришли во власть на всю жизнь. Потому что именно профессиональные политики постсоветского толка, не желавшие отойти от кормушки, загнали Украину в нынешнюю ситуацию. Новая власть не должна быть частью существующего политического истеблишмента. В его рамках борьба с коррупцией невозможна — эти люди слишком хорошо знают друг друга, у них чересчур тесные связи. Новое правительство должно состоять из антисоветчиков в самом радикальном смысле этого слова. Они должны ненавидеть всё советское, коммунистическое. Плюс они должны быть преданы Украине.
Пока к власти не придут радикалы, я бы даже сказал радикальные нацио­налисты, ничего не изменится. Нужен человек-терминатор или группа людей, которые скажут: “Пусть нас будут ругать, говорить, что мы плохие, пусть у нас не будет политического будущего, но мы спасём Украину”. На мой взгляд, на это потенциально способны только радикальные националисты. И не только в Украине, вообще в мире на такие вещи способны только те люди, которые больны национальной идеей. Именно поэтому радикальные националисты должны работать не над усилением раскола в обществе, не над насильственной украинизацией юго-востока, а в первую очередь над тем, чтобы спасти страну.
Военные действия — не повод отказываться от реформ. Наоборот, вой­на могла бы оправдать очень радикальные реформы, и все бы поняли. Возьмём бюджет Украины. Он чудовищный, он поглощает огромные ресурсы. Но ведь ясно, что во время войны необходимо повышать военные расходы, и соответственно — жёстко сокращать остальные расходы. И всем было бы понятно: расходы сокращаются, потому что война. Вопрос для Украины сейчас стоит так: пан или пропал. Вы проявили чудеса самообладания, энергии, напористости и целеустремлённости во время Майдана. Вот сейчас это надо повторить в части изменения страны, в части реформ.
Если Украина не проведёт жёсткие и быстрые реформы, страна де-факто потеряет суверенитет. Украинская экономика настолько ослаблена, что Россия с лёгкостью сможет отделить жирную полосу территории: от Харькова до Крыма, например. В какой-то момент часть страны скажет: мы нищие, нам Кремль обещает деньги, давайте соглашаться. Конечно, такие вещи не происходят запросто. Может начаться гражданская война. И это будет чудовищно.
Посадить тысячи всё равно не получится. Правительство должно решить задачу: либо экономический рост, либо глобальное восстановление справедливости. А кто там у вас самый оголтелый коррупционер? Того и сажайте. Я думаю, что практически тот же результат, что и при массовой посадке бывших коррупционеров, вы получите, если просто прекратите субсидировать газ. Надо создать систему, которая двигается вперёд. Да, должна быть неотвратимость наказания. Но без официально объявленной амнистии экономика не будет расти.
Мне кажется, есть несколько важных вещей, на которых нужно сосредоточиться немедленно. Их не 60, как в пакете реформ и спецпрограмм, которые декларирует президент Украины, и даже не 20. Первое — как остановить финансовую катастрофу? Сейчас стоит вопрос не Украина-2020, а Украина-2015. Прошло четыре месяца президентства Порошенко, какую оценку вы бы ему поставили?
За месяцы президентства Порошенко я вижу, что по четырём направлениям [борьба с коррупцией, налоговая реформа, дерегуляция, приведение энерготарифов в соответствие хоть с какой-то реальностью] есть продвижение. Сказать, что продвижение значительное, трудно, что завершённое — тем более, в большей степени это полумеры. Всего этого недостаточно. Украина нуждается в реформах больше, чем любая другая бывшая часть СССР.
Источник: Фокус