Нефтяной кризис и его последствия – газета «Харьковские известия»

12.03.2020 00:49   -
Автор:
Скандал, вызвавший впоследствии панику на мировых финансовых рынках, разгорелся еще 6 марта — в день завершения переговоров министров стран ОПЕК и России, которые пытались договориться об ограничении добычи нефти для сдерживания падения цен, вызванного коронавирусом. Однако переговоры завершились ничем. Россия заявила о намерениях наращивать нефтедобычу. В ответ Саудовская Аравия также решила увеличить добычу нефти, кроме того, стала предоставлять покупателям щедрые скидки на свой товар.
НАЛЕТАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО!
9 марта стало «черным понедельником» и для нефтедобытчиков, и для фондовых рынков во всем мире. Нефть марки WTI торговалась в среднем на 30 % ниже, чем в минувшую пятницу, опускаясь порой ниже отметки в 29 долларов за баррель. Нефть марки Brent упала в цене с 45,5 до 31,3 доллара за баррель.
Фондовые рынки отреагировали мгновенно. Как результат — в понедельник упали ведущие азиатские, европейские и американские индексы.
Во вторник, впрочем, цены на нефть немного подросли, а рынки успокоились. Тем не менее эксперты прогнозируют, что это только начало грядущей «нефтяной войны», которая может растянуться не на один месяц. Как следствие — будут понижаться цены на нефтепродукты, а те, в свою очередь, потянут за собой цены и на другие товары.
НЕГАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
Первое впечатление от ценовой войны будет позитивным. Так обычно бывает: потребителей явно порадуют низкие цены на многие товары. Но «ценовые войны» тем и опасны, что их настоящий эффект проявляется не сразу. И этот эффект вовсе не позитивный. В такой «ценовой войне», как началась сейчас, он может проявиться в замедлении развития всей мировой экономики, в ее стагнации и даже рецессии. Эксперты предупреждают: негативный эффект от происходящего на рынке нефти и нефтепродуктов может затронуть и другие рынки.
— Мы думаем, что падение на рынках природных ресурсов продолжится. Потому что спрос на природные ресурсы, включая нефть, в большой степени формирует Китай, а он сейчас страдает из-за коронавируса. Поэтому экономика в Китае ослабляется, а это значит, что цены на природные ресурсы будут оставаться низкими, включая цены на нефть. Мы считаем, что такая ситуация будет следующих месяцев шесть, — говорит финансовый эксперт Эдвард Дубинский.
ЧТО ЖДЕТ УКРАИНУ?
Для Украины новый кризис может стать «двойным шоком», или «шоком двух балансов»: торгового и финансового, говорит эксперт.
— Торгового — потому что, когда замедляется мировая экономика, падают цены на сырье и, соответственно, доходы от нашего экспорта. И шок финансового баланса — потому что всегда, когда происходит турбулентность на мировых рынках, инвесторы забирают деньги из развивающихся экономик и вкладывают их в т. н. «тихие гавани»: банковские металлы и казначейские облигации США. Поэтому нас ожидает еще и отток капитала. Мы не сможем влезать в новые долги для того, чтобы выплачивать старые. Но, с другой стороны, если смотреть глобально, для Украины это и новые возможности. Потому что у нас есть потенциал и в био-, и в информационных технологиях. Мы можем занять более интересное положение в новой глобальной «пищевой цепи» мировой экономики, чем занимаем сейчас — положение сырьевого придатка, — прогнозирует Алексей Кущ.
— Для нас дешевые энергоресурсы будут нивелированы девальвацией гривни. И еще непонятно, какая динамика будет более опасна, — предупреждает он.