Неподъемная «коммуналка» и как с ней бороться

04.03.2015 07:53   -
Автор:
Итак, поднимать тарифы решили именно с апреля, а не с марта, как анонсировал ранее министр энергетики Владимир Демчишин. В Нацкомиссии заверили, что это было сделано с целью смягчить шок населения от увеличения расходов, ведь с апреля увеличивается световой день и температура воздуха. Поэтому чиновники выразили надежду, что украинцы смогут принять энергосберегающие меры к следующему осенне-зимнему периоду.
В правительстве ссылаются на то, что, по сравнению с жителями других стран Европы и СНГ, для украинцев «коммуналка» все равно обходится намного дешевле. Правда, при этом почему-то забывают о сокращении заработных плат, замороженных соцвыплатах, непомерном росте цен на продукты питания, лекарства и т. д. Все это вроде сопутствующих неурядиц, которые нужно перетерпеть ради достижения некой великой цели. Да и кто обещал, что будет легко?
По мнению руководителя аналитически-исследовательского центра «Институт города» Александра Сергиенко, подобный подход крайне неуместен. «Аргумент о том, что по сравнению с тарифами стран Европы и СНГ украинцы платят за электричество меньше, рассчитан на невежественных людей, — поясняет он. — Такие сравнения можно делать только в сопоставлении с доходами домохозяйства и вообще с продуктовой корзиной. В Европе семья, которая тратит более 10 % своего совокупного дохода на продукты питания, считается бедной. А у нас 90 % населения тратят более половины доходов на питание. Поэтому такие сопоставления абсолютно некорректны. Чтобы говорить о том, большие тарифы или маленькие, надо четко определить базис, от которого мы отталкиваемся. Если предположить, что это должен быть определенный социально-экономический компромисс, то тарифы необоснованны, потому что сейчас население, как показала статистика, не может их оплачивать. Если в течение последних 14 лет тарифы постоянно росли и население постоянно платило, то в 2014 году произошел перелом. В 2013 году уровень платежей населения был 99 %, а в 2014 упал до 92 %. И так же резко подскочила сумма задолженности населения — на 17 %. Это говорит о том, что компромисс нарушен. Уровень платежей населения еще упадет, если, во-первых, сохранится такая тенденция необоснованного роста тарифов, а во-вторых, если не будет адекватных механизмов социальной защиты в виде жилищных субсидий».
«У меня пока не очень оптимистичное отношение к новому руководству Нацкомиссии по регулированию коммунальных тарифов, — отмечает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило. — Такое впечатление, что там присутствуют какие-то другие мотивы, и нет понимания сути проблемы. Электроэнергия, газ и тепло — это такие же виды товаров, как и другие. Существует себестоимость этих товаров и соответствующих услуг, которая должна кем-то финансироваться. У нас долгое время была такая асимметричная структура, когда разрыв между себестоимостью и тарифом финансировался за счет бюджета. Соответственно бюджет был перегружен вынужденными выплатами, и, как следствие, были систематические непроплаты и наращивание дефицита поставщиков, в частности «Нафтогаза Украины». В связи с этим, хотим мы того или нет, должны либо действительно обеспечить полномасштабную проплату со стороны потребителей, либо же показать другие источники, за счет которых эта оплата должна происходить. Вот правительство предложило такую поэтапную схему, когда часть будет финансироваться за счет бюджета, а все большая часть понемногу будет переводиться на конечного потребителя».
Субсидия как панацея
В Кабмине считают, что наиболее действенным вариантом помощи населению с оплатой квартплаты станет субсидия. На эти цели правительство даже заложило в бюджет дополнительные 12,5 млрд. гривен. «24 миллиарда в целом есть в бюджете, 12,5 мы добавляем сейчас при внесении изменений. А надо будет больше — найдем больше», — заявил на заседании правительства 28 февраля премьер‑министр А. Яценюк.
На сегодняшний день средний размер субсидии составляет 354 грн. Правда, пока этой скидкой пользуется только треть малообеспеченных граждан. «В Украине до 3 млн бедных семей… Вместе с тем, система субсидий охватывает 1 млн 100 тыс. семей, — говорит министр социальной политики П. Розенко. — Это означает, что остальные люди или не платят, или вынуждены экономить на товарах первой необходимости, чтобы оплачивать в полном объеме счета… Люди не доверяют системе субсидий, считают ее тяжелой, боятся очередей, отказа в субсидии, и это недоверие приводит к тому, что системой объективно пользуется треть семей из тех, кто имеет на это право».
В связи с этим Минсоцполитики разработало упрощенную процедуру оформления субсидий. Так, теперь субсидии будут выдаваться не на 6, а на 12 месяцев, а добиться их назначения можно будет бесконтактно: идти в управление социальной защиты больше не надо, документы можно переправлять по почте. Значительно сократился и сам перечень документов. Субсидии будут назначаться на основе двух документов: заявления и декларации в упрощенной форме. В частности, опросники, которые гражданам обещают разослать по почте, будут содержать 15, а не 90 вопросов. Какие именно, узнаем чуть позже.
«Будут на все семьи рассылать одну страницу с заявлением и с формой декларации, чтобы люди могли быстро заполнить и отправить обратно в социальные службы и чтобы социальные службы имели возможность их проработать и тем, кому нужно, назначить субсидию», — подчеркнул премьер. Расширится и круг граждан, имеющих право на субсидии: решено отменить ограничения по наличию в собственности нескольких жилых помещений, двух автомобилей, требование для безработных о состоянии на учете в центре занятости.
Согласно основным положениям принятого постановления «О внесении изменений в Порядок перечисления некоторых субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на предоставление льгот»
— назначение субсидии будет осуществляться на основании только двух документов, которые будут существенно упрощены по сравнению с теми, что были раньше, — заявления и декларации (отменяется необходимость предоставления справок о доходах, в том числе и работающих лиц);
— вводится принцип назначения субсидии на основании задекларированных данных заявителем (при этом проверка достоверности этих данных будет осуществляться органами социальной защиты уже после назначения субсидии, путем осуществления запросов соответствующих органов, учреждений и организаций);
— каждое домохозяйство одновременно со счетом для оплаты энергоносителей в апреле и октябре 2015 года получит упрощенные формы заявления и декларации для обращения за назначением субсидии;
— предприятия, предоставляющие услуги газоснабжения, электроснабжения и централизованного отопления, должны обеспечить изготовление бланков заявления и декларации и доставку их потребителям вместе со счетами на оплату услуг;
— вводится предоставление субсидии на 12 месяцев, а не на отопительный период, как раньше;
— устанавливается автоматический принцип предоставления субсидии на новый период (отменяется необходимость повторного обращения в орган социальной защиты населения для назначения субсидии на новый период в случае отсутствия изменений);
— все иные сведения, необходимые для назначения жилищных субсидий (об обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами) подают организации, которые предоставляют эти услуги, на запрос органов социальной защиты населения;
— информацию о доходах для назначения жилищной субсидии органы социальной защиты населения будут получать в порядке обмена от Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда (при этом запрещается требовать от заявителей иные документы, не предусмотренные Положением о назначении жилищных субсидий);
— если представлены неполные или недостоверные сведения о доходах и расходах зарегистрированных в жилом помещении / доме лиц, заявителю может быть отказано в назначении субсидии или прекращено ее предоставление. В таком случае заявитель обязуется вернуть излишне перечисленную (выплаченную) сумму субсидии в двойном размере.
— будет предоставляться право на оформление субсидий лицам, которые арендуют жилье и оплачивают стоимость жилищно-коммунальных услуг на основании письменного договора найма (аренды) жилья.
Министр соцполитики П. Розенко также подчеркнул, что реформа системы субсидий сегодня невозможна без слаженной работы местных органов власти. «Мы даем сегодня инструмент — простой и понятный — и даем финансовый ресурс. В целом на субсидии выделено рекордное количество бюджетных средств — 24,5 миллиарда гривен. Но насколько эффективно этот механизм заработает, зависит от того, как эту реформу воплотят местные органы власти», — подчеркнул глава ведомства.
Кому, куда и сколько
Совсем скоро число желающих получить субсидию возрастет в разы. А значит, нелишним будет ознакомиться с Порядком ее оформления. Прежде всего необходимо выяснить, кому положены скидки.
Субсидия назначается одному из членов домохозяйства, который зарегистрирован в жилом помещении и на которого открыт лицевой счет на оплату жилищно-коммунальных услуг. Право на получение жилищных субсидий имеют домохозяйства, в которых расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг, исходя из социальной нормы жилья и нормативов пользования услугами, превышают размер определенного обязательного платежа. Социальная норма жилья — 13,65 кв. м на одного человека + 35,22 кв. м на семью. Социальные нормы на семью из двух человек: 62,52 кв. м жилья, 130 кВт / ч электроэнергии в месяц и 1,6 куб. м горячей воды на одного человека.
Следующий этап — сбор и подача документов. По вопросу назначения жилищной субсидии необходимо обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации. Документы для назначения субсидии могут быть направлены в местное управление труда и социальной защиты населения по почте. В сельской местности прием заявлений с необходимыми документами для назначения субсидий осуществляют уполномоченные лица, которые определяются исполнительными органами сельских и поселковых советов.
Перечень документов для назначения субсидии: упрощенное заявление (по установленной форме, на 1 листе); упрощенная декларация о доходах и расходах лиц, зарегистрированных в жилом помещении (по установленной форме, на 1 листе). Все другие сведения, необходимые для назначения жилищных субсидий (об обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами), подают организации, которые предоставляют эти услуги, на запрос органов социальной защиты населения. Информацию о доходах для назначения жилищной субсидии органы социальной защиты населения будут получать в порядке обмена от Государственной фискальной службы и Пенсионного фонда. При этом будет запрещено требовать от заявителей иные документы, чем те, что предусмотрены Положением о назначении жилищных субсидий.
Сроки назначения жилищной субсидии
Субсидия на оплату услуг ЖКХ будет назначаться на 12 месяцев с месяца обращения за ее назначением. Для назначения жилищной субсидии будут учитывать доходы за предыдущий календарный год без учета уплаченных налогов. После окончания срока получения субсидии органы социальной защиты населения будут осуществлять расчет субсидии на следующий период автоматически. Для этого они будут собирать необходимую информацию без обращения граждан и в течение двух месяцев с начала нового периода будут принимать решение о назначении (неназначении) субсидии этим домохозяйствам, после чего письменно проинформируют о принятом решении граждан, которые обращались за субсидией.