Система ВТО — это своего рода пакет соглашений, нормами которого регулируются примерно 97 процентов всей мировой торговли. Украина шла к этому почти два десятка лет. Потребителям в итоге должно стать лучше. Хуже будет тем украинским производителям товаров и услуг, которые не способны меняться, развиваться, идти не просто в ногу со временем, а на его опережение.
После того, как Украина станет полноправным членом Всемирной торговой организации, выгоды лучше всех должен ощутить обыватель: заграничным товарам будет проще попасть на наш рынок — тарифы на импорт снизятся в среднем на 22%. Активизация торговли ускорит рост ВВП. Украинским производителям придется конкурировать с мировыми, что в целом положительно. Но отдельным отраслям действительно будет непросто. И, наконец, главное — столь желанных иностранных инвестиций должно стать больше.
Пока Украина не вступила в ВТО, она находится, может быть, и в приятной, но не самой продвинутой компании. Вануату, Сейшелы и Ватикан — точно не локомотивы мировой экономики. Бутан, Афганистан и Экваториальная Гвинея — на звание передовиков экономического развития тоже не тянут.
Всемирная торговая организация сейчас объединяет 155 стран — богатых и не очень, развитых и развивающихся, больших и маленьких — не суть: на долю государств-членов ВТО приходится более 90% мирового товарооборота. И не участвовать в этом всемирном торговом клубе уже как-то неприлично. Впрочем, противники вступления в ВТО говорят, что это обойдется стране слишком дорого: мол, полезно ВТО только для тех, кто гонит на Запад сырье, а остальным придется несладко.
Понятно, что нововведения немного пугают. Но живут же по правилам организации полторы сотни стран. И новостей, что кто-то просится на выход, как-то не слышно.