"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Операция «Стабилизация». Что будет с курсом гривны

Когда после отказа от индикативного курса гривны доллар в обменниках и на чёрном рынке взлетел до 35 UAH/USD и выше, запаниковали все, в том числе на Банковой и Институтской. В ожидании скачка цен пропорционально росту курса доллара люди бросились скупать гречку и сахар.

По слухам, президент Пётр Порошенко дал главе НБУ Валерии Гонтаревой неделю, чтобы “прекратить безобразие с валютным курсом”. И Нацбанк наконец бросил спасательный круг ушедшей в свободное плавание гривне.

Сначала спасение выглядело несколько хаотично. Нацбанк запретил банкам кредитовать клиентов под покупку валюты, а затем и вовсе покупать валюту на межбанке по их поручению, хотя спустя день эту норму отменил. Впрочем, рынок уже получил сигнал — паникёры, скупившие на последние деньги доллар по 35 гривен, понесли его назад. За несколько дней курс гривны на межбанке вырос с уровня 33,5 до 29,5 UAH/USD, подтянулись и котировки чёрного рынка.

А спустя несколько дней Нацбанк перешёл в полномасштабное наступление (см. Как НБУ спасал гривну). Учётная ставка, то есть процент, под который НБУ кредитует банки, выросла с 19,5% до 30%. Такой дорогой гривны от регулятора банковский рынок не видел с 2000 года. Исключение было сделано лишь для банков, взявших стабкредиты до 4 марта — ставка по ним была сохранена на прежнем уровне.

Новая мера ударит по банкам, сидевшим на “игле” рефинансирования, однако позволит укрепить курс гривны, неопределённость которого вгоняла экономику в сильнейший ступор. “Мне кажется, что банковской системе уже всё равно. Банки просто работают на допинге. А для валютного рынка это будет оттепель. Зажатая ликвидность стимулирует продажу доллара. Главное, чтобы при этом гривну для бюджета не печатали”, — говорит исполнительный директор Центра социально-экономических исследований “CASE-Украина” Дмитрий Боярчук.

По мнению заместителя председателя правления банка “Контракт” Павла Крапивина, в результате такого скачка учётной ставки кредиты для бизнеса станут ещё более затратными, что отразится и на росте потребительских цен. Впрочем, влияние дороговизны рефинансирования от НБУ на ставки по кредитам не стоит переоценивать. Основным ресурсом фондирования банков и до этого были практически такие же дорогие деньги в виде депозитов под 20–25%. А из-за курсовой нестабильности бизнес вынужден был завышать цены на свои товары и услуги.

Ещё одним шагом по гривневому “обезвоживанию” банковской системы стало увеличение объёма резервирования. С 10 марта по 9 апреля, по оценкам НБУ, объём обязательных резервов банков увеличится примерно на 12 млрд грн из-за переоценки валютных обязательств. Это должно уменьшить объём свободной ликвидности банковской системы и снизить давление на обменный курс. Свободных денег у банков действительно становится меньше — только с 23 февраля по 3 марта остатки их средств на корсчетах в НБУ упали почти на 9 млрд грн, до 24,5 млрд грн.

Следовать самоограничениям в эмиссии гривны, похоже, будет и сам Нацбанк. По договорённостям с МВФ, верхняя планка увеличения монетарной базы упрётся в сумму 91 млрд грн, значительная часть которых будет направлена на выплаты вкладчикам банков-банкротов. Кроме того, в НБУ пообещали жёстко ограничивать себя в наращивании портфеля гособлигаций (ОВГЗ), то есть по сути в финансировании текущих запросов правительства.

Главная цель всех изменений — возврат к курсовому уровню, заложенному в обновлённый бюджет, — 21,7 UAH/USD. “Сегодня есть все основания думать, что мы очень быстро начнём возвращаться к нашему фундаментальному уровню. Мы этот уровень видим где-то от 20 до 22 грн”, — заявила на последнем своём брифинге Валерия Гонтарева.

4 марта доллар на чёрном рынке можно было купить уже по 25 UAH/USD. По мнению экспертов, возможна и дальнейшая ревальвация гривны вплоть до заявленных главой НБУ уровней. Очевидно, что она произойдёт в районе 15 марта, когда в Украину поступит первый транш помощи МВФ. Относительно его суммы есть различные предположения — не исключено, что она будет увеличена с предполагаемых $4,5 млрд до 6–8 млрд. Часть этих денег НБУ, золотовалютные резервы которого снизились до критических $6,5 млрд, сможет использовать для валютных интервенций.

Впрочем, в среднесрочной перспективе курс гривны продолжит снижение. Влияние административных мер будет коротким, если экономика со второго полугодия не начнёт восстанавливаться. “Стабилизационные меры, хотя и были введены с опозданием, помогут снизить спрос на доллар. Но длительное ужесточение монетарной политики негативно для экономики”, — предупреждает главный экономист Dragon Capital Елена Белан. Поэтому правительству важно не упустить момент — воспользоваться передышкой для ускорения структурных реформ.

Источник: Фокус