Отсутствие конкуренции — одна из причин некачественного ремонта автодорог в Украине
В презентации названы шесть причин, которые негативно влияют на качество ремонта дорог в Украине.
Первой причиной является отсутствие конкуренции на рынке ремонта дорог. В Запорожской, Житомирской и Тернопольской областях победителем во всех тендерах оказалась одна компания. В других регионах процент победы одного участника также высок — от 70 до 80%. По итогам подписанных контрактов пяти крупнейшим подрядчикам досталось 1,73 млрд гривен или 51% от общей суммы. Это компании «Автомагистраль-Юг», «Ростдорстрой», «Техно-Буд-Центр», «Лукавтодор-сервис», «Автомагистраль».
При этом в тендерных процедурах приняли участие незначительное количество желающих. В 38% тендерных процедур — только 2 претендента, в 30% тендеров — 3 претендента, в 21% тендеров — 4 претендента. Торги с большим количеством претендов оказались единичными.
Вторая причина — это отсутствие подтверждения о запасе прочности ремонтируемых участков, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Третья причина — необоснованное распределение средств на ремонт дорог среди регионов. По подсчетам CoST, пять областей получили 47% выделенных средств или 4,87 млрд гривен. Крупнейшим бенефециаром оказалась Львовская область, которая получила 16% средств. Одесской области досталось 13%, Ивано-Франковской — 7%, Днепропетровской — 6% и Полтавской — 5%.
Среди других причин, влияющих на качество ремонта дорог, эксперты CoST назвали отсутствие должного контроля качества, несоответствие ремонтных работ требованиям ровности и прочности, а также задержки с выполнением работ.
Отметим, что в процессе подготовки исследования специалисты CoST проанализировали 120 тендеров, проводившихся в дорожной отрасли в 2016 году. Общая сумма контрактов превысила 3,39 млрд гривен. При этом на финансирование дорожной отрасли в 2016 году было запланировано выделить около 10,3 млрд гривен.
Подготовила Татьяна Адамович