Почему нельзя откладывать реформу ГФС
Рост ВВП на уровне 3 % по прогнозам Всемирного банка и других международных институтов — это много или мало?
С одной стороны, после экономического спада в 2014 году такая цифра указывает на прогресс. С другой — рост мог бы быть больше, если бы бизнес осознавал, что налоги нужно платить, потому что это необходимое условие для экономического роста.
Более того, прозрачные правила ведения бизнеса привлекают инвесторов, помогают экономике расти и развиваться.
Так кто же виноват — бизнес, не платит налоги, или государство, не создает условий для этого?
По данным бизнес-омбудсмена, большинство жалоб бизнеса, 62 %, касается действий налоговиков. Работа Государственной фискальной службы часто является препятствием, и на нее давно и небезосновательно жалуются предприниматели.
Итак, комплексная реформа ДФС является одной из ключевых для экономического роста, и она не менее важна, чем все остальные.
По разным подсчетам, доля теневой экономики в Украине составляет 30—55 %. То есть в лучшем случае государство недополучает треть доходов из-за того, что в бюджет не уплачиваются налоги и таможенные пошлины. Контрабандные сыры, конфеты и вино где-то в магазине на Закарпатье — разве это не прямая кража у государства?
В этих случаях продавец или владелец просто кладет себе в карман средства, которые являются таможенным сбором или НДС. В результате покупатель не может гарантировать себе надлежащее качество товара, а владелец магазина с контрабандой присваивает себе средства, которые могли бы пойти на ремонт дорог или развитие туристической индустрии.
Фискальным органам нужны рычаги контроля, а у людей должен быть стимул не покупать товары без чеков. Эти рычаги и стимулы должно создавать государство.
При нормальной работе ДФС налогоплательщику доступны сервисы в режиме онлайн, где можно удобно и легко провести все необходимые операции.
Более того, при нормальных условиях плательщик имеет право на консультацию, что сделало бы уплату налогов простой и приятной процедурой. Сейчас уплата налогов — это большой стресс с кучей документов и множеством визитов в налоговую.
Минфин вместе с ДФС воплощают проект по комплексной реформы ДФС. Он состоит из двух аспектов: операционные изменения и изменение философии работы службы.
Изменение философии — это привлечение к работе людей с современными подходами и высокими этическими стандартами. Однако это длительный процесс. Операционным совершенствованием работы ДФС нужно заняться уже сейчас. Это касается всех бизнес-процессов: проверок, сервисов, работы с долгом.
С чего начать? На мой взгляд, основой работы современного налогового органа является технология на всех этапах администрирования налогов. Поэтому ближайшая задача — это перевод сервисов и административных услуг в онлайн.
В Украине около 60 % контактов с ДФС осуществляются через визиты в налоговые. Между тем в мире 60 % контактов с фискальными органами проходят в режиме онлайн. Наша цель — приблизиться к этой отметке.
Автоматизация — это не только сервисы. В мире существует тренд постепенного перевода контрольной работы налоговых органов в электронную форму.
Речь идет об обеспечении цепи: ведение бухгалтерского учета в электронной форме, предоставление отчетности в электронной форме, получение дополнительной информации от плательщиков в электронной форме, проведение электронного аудита.
В рамках проекта по комплексной реформе был разработан алгоритм автоматизации камеральных проверок ДФС — сверка правильности заполнения деклараций и отчетности. Сейчас их проводят около 2 тыс. сотрудников в ручном режиме, которым нужно проверить около 18 500 000 документов в год.
На одну декларацию тратится слишком много времени — около 40 минут. Кроме того, это поле для возможных махинаций, взяток и других коррупционных схем. Эту проблему можно легко решить, если автоматизировать процесс.
В одной из областей команда по реформированию ДФС протестировала работу нового алгоритма, и он дал результат: время на проверку декларации уменьшилось до 5 мин.
Еще одно преимущество автоматизированной проверки деклараций — возможность увидеть результаты проверки онлайн в электронном кабинете плательщика.
В развитых странах люди понимают: налоги — это ключевая составляющая доходной части бюджета страны. Однако уплата налогов — не одностороннее действие, а взаимодействие между плательщиками и государством. Коррумпированная налоговая служба не стимулирует плательщиков выполнять свой долг перед государством, и наоборот. Так, согласно исследованию, в Швеции наибольшим уровнем доверия населения среди государственных органов пользуется именно налоговый орган. Звучит довольно странно для наших реалий, но это то, к чему мы должны стремиться.
Для Украины справедливое администрирование налогов важно еще и потому, что большинство нынешних реформ в государстве — медицинская, образовательная — финансируется из бюджета. Без реформы ДФС остальные преобразования в Украине могут затормозиться.
Реформа Государственной фискальной службы — это как лечение больных артерий в организме. Когда они ловко работают, их никто не замечает, но если происходит коллапс, от него страдают все. Реформируя ДФС, мы делаем вклад в экономическое развитие и процветание страны.
Яна Бугримова,
советник министра финансов,
менеджер проекта по реформе ГФС
По материалам сайта https://www.epravda.com.ua/