Одновременно НБУ повысил учетную ставку на 550 базисных пунктов, до 19,0% в год, самый высокий показатель с июня 2001 года. Изменения в политике были направлены на прекращение практики множественных обменных курсов и унификацию официального обменного курса с курсом на “сером” рынке. Об этом пишут эксперты VoxUkraine, информирует еizvestia.com.
“Главная цель этого изменения была достигнута. Разница между официальным курсом и серой рыночной ставкой уменьшилась до 2-3% по состоянию на 11 февраля, с 30% перед последними изменениями в политике. Но это произошло за счет другого шока финансовой системы. Серый рыночный курс девальвировался на 16%, до 25,5 грн/долл, в ответ на изменения в политике, которые произошли на фоне нового раунда эскалации конфликта на востоке Украины и отсутствия новостей, повышающих доверие”, – отмечают финансовые экперты.
По их словам, учитывая сложившееся “многокурсие”, смена политики НБУ была правильным решением, однако время для изменения политики было выбрано неудачно.
“Во-первых, обменный курс гривны сейчас определяется не фундаментальными факторами, такими как объемы экспорта и импорта, а ожиданиями и настроениями населения и бизнеса. Ре-эскалация ожесточенных боев в Донбассе на прошлой неделе повлияла на доверие, создавая давление на все украинские активы. Во-вторых, в распоряжение у НБУ недостаточно резервов, чтобы успокоить возможную панику на валютном рынке: его общие резервы в январе составили $6,4 млрд., или 1,3 месяца импорта. Этого достаточно только для обслуживания внешнего долга и уплаты газовых счетов в течение 4-6 месяцев”, – поясняют специалисты VoxUkraine и отмечают, что по их мнению, изменение политики должно было быть проведено после объявления МВФ о предоставлении расширенного пакета поддержки Украине.
Эксперты подсчитали, что последнее падение увеличило общую потерю стоимости гривны с начала кризиса до 68%.
“Слабая валюта принесла некоторые выгоды для экономики. Она привела к росту цен на импорт, заставляя потребителей при возможности переходить на товары отечественного производства. Импорт значительно сократился в 2014 году (-27% в годовом исчислении), полностью компенсируя потери экспорта из-за конфликта на востоке, торговую войну с Россией и падения цен на экспортных рынках, что помогло улучшить торговый баланс Украины. Как следствие, дефицит текущего баланса уменьшился с $16,5 млрд. до 5,2 млрд. Отечественные компании выиграли от увеличения спроса на их товары, а экспортеры — от снижения затрат на оплату труда”, – рассказали специалисты.
Последнее падение увеличило общую потерю стоимости гривны с начала кризиса до 68%.
Однако, по их словам, дальнейшая девальвация вряд ли принесет дополнительные выгоды. “На фоне значительного сокращения объемов импорта товаров наиболее чувствительных к изменениям в цене, структура импорта изменилась в пользу гораздо менее чувствительных к цене промежуточных товаров, необходимых для экспорта, и товаров критического импорта, необходимых для удовлетворения основных потребностей (энергетика, фармацевтика). Кроме того, для дальнейшего замещения импорта и роста экспорта компаниям необходимо инвестировать в расширение производственных мощностей, что является пока маловероятным в неблагоприятных условиях длительного военного конфликта, кредитного дефицита и финансовой нестабильности”, – отмечают эксперты.
Они подсчитали, что дальнейшая девальвация гривны увеличивает валютные риски для долларизированной банковской системы (по состоянию на конец 2014 года часть кредитов номинированных в иностранной валюте составила 46,4% от общего объема кредитов), что может усугубить кризис, продлить процесс выхода из него и усложнить возврат доверия. Устойчивость государственного долга, по мнению специалистов, также становится проблемой, учитывая, что две трети долга номинированы в иностранной валюте. Специалисты советуют властям стабилизировать ситуацию на валютном рынке в целом и курс доллара в частности.
Напомним, официальный курс доллара на сегодняшний день установлен на рекордном в истории страны уровне – 26,04 грн/долл.
Ранее глава НБУ Валерия Гонтарева заявляла, что резкий рост курса доллара после отмены индикативного курса – это “первая реакция рынка”. Гонтарева полагает, что спрос и предложение на рынке валюты “обязательно найдут равновесие, следовательно, и адекватное ценовое значение”.