Посевная кампания-2015. Патовая ситуация

17.03.2015 09:05   -
Автор:

Пятая часть площадей может быть так и не засеяна, а остальной урожай украинским фермерам придется отдать олигархам и государству по непривлекательно низким ценам.

Из-за финансового кризиса, резкой девальвации гривны и фактической остановки кредитования украинские фермеры оказались в патовой ситуации.

Первая проблема украинских аграриев: из-за серьезной девальвации гривны к валюте в разы выросли затраты фермеров на проведение посевной кампании.

«В целом посевная подорожала на 130%, хотя все зависит от клиента: кому-то сейчас нужно на 50% больше прошлогоднего уровня, а кому-то и на 80%», – говорит Николай Волков из «Райффайзен Банка Аваль».

Главная беда аграриев – очень дорогая солярка, которая вдвое выросла в цене с прошлой посевной. «Топливо в Украине импортное и на фоне роста доллара сильно подорожало. Причем сейчас сложилась курьезная ситуация: цены на солярку выше, чем на бензин. Обычно все наоборот. Если в прошлом году бензин стоил 16–17 грн за литр, а солярка – 12 грн, то сейчас литр солярки стоит целых 25 грн. Это очень дорого», – говорит газете ВЗГЛЯД Александр Охрименко. Та же ситуация и с импортными семенами и удобрениями, затраты на которые существенно выросли.

Вторая, не менее насущная беда – это невероятно дорогое банковское кредитование. Мало того, что проценты выросли до неподъемных 30–50% годовых, так еще банки ужесточили условия кредитования из опасений, что в нынешней сложной финансовой ситуации фермеры просто не смогут вернуть заемы.

«Кредиты очень дорогие – от 36%, а бывает выше, 40–50%. Это просто бессмыслица», – говорит Охрименко.

У украинских аграриев просто нет денег, чтобы засеять хотя бы такие же площади, как в прошлом году, и взять их неоткуда. Ранее украинские власти оценивали общую стоимость посевной-2015 в 11 млрд грн. «Сейчас дефицит средств на посевную составляет примерно 20% от необходимого финансирования», – заявил «Вестям» гендиректор Украинской аграрной конфедерации Сергей Стоянов.

«Украинские фермеры просят правительства, местные и областные органы власти дать им в долг деньги на проведение посевной кампании», – рассказывает Охрименко. Однако украинскому правительству сейчас не до аграриев, у него у самого нет денег, нечем платить госдолги». В итоге спасать украинских аграриев решили украинские олигархи. Правда, дело тут не в патриотичности или милосердии, а в возможности подзаработать на бедах простых фермеров.

«У нас есть ряд крупных корпораций, олигархов, они очень богатые, они могут получать американские кредиты. Они предлагают украинским фермерам взять у них бесплатно солярку и минеральные удобрения, но на условиях продажи им всего урожая», – рассказывает Александр Охрименко. Естественно, закупочная цена, выставляемая украинскими олигархами, занижена и сулит украинским фермерам мизерные доходы от тяжелой сельскохозяйственной работы.

Очевидно, что многие украинские аграрии недовольны таким решением проблем. Хотя Охрименко считает сейчас это предложение единственным реальным выходом для спасения хотя бы части посевной кампании. «Потому что на помощь со стороны украинского правительства рассчитывать не приходится. Я думаю, они просто забудут о посевной», – говорит он.

«Понятно, что условия импортеров вызывают вопросы, что цены они навязывают низкие за урожай. Но именно они сейчас навязывают условия фермерам, пользуясь их безвыходным положением», – объясняет украинский экономист.

После продажи прибыли у фермеров остается куда меньше, чем в прошлом году. И особенно обидно зерновым фермерам, потому что осенью все ожидают, что цены на зерно существенно вырастут. Учитывая инфляцию и девальвацию в стране, другая с/х продукция также покажет рост цен.

В Украине есть Аграрный фонд, который закупает зерно на условиях форварда (контракт, по которому продукт покупается без его предварительного осмотра), оплачивая сделку частями, начиная с 25% перед посевной. Однако и это государственное учреждение недалеко ушло от того, как ведут дело с фермерами украинские олигархи. «Многие ругают Аграрный фонд Украины за то, что он выставляет очень заниженные цены», – говорит Охрименко.

Ожидать щедрости от олигархов в принципе нелогично, но бездействие государства не может не разочаровывать фермеров.

Украинские аграрии специализируются в основном на производстве зерна, пшеницы и подсолнечника. Также большие урожаи сои и рапса, меньше ячменя и овса. Овощи не интересны, так как их сложно продать. Некоторые фермеры занимаются производством мяса свинины и мяса птицы. Некоторые занимаются разведением крупного рогатого скота.

«Может быть, какие-то фермеры опустят руки, но многие, думаю, пойдут на уступки и согласятся на предложенные условия», – все же ожидает Охрименко.

Выбор-то небольшой: либо согласиться на сделку и получить доход куда меньший, чем в прошлом году, а с учетом девальвации совсем плачевный, либо «отдохнуть» и ничего не сеять, но тогда и этих крох не заработать.

Поэтому проблем с обеспечением с/х продуктами небольшого внутреннего рынка возникнуть не должно. Зато огромные проблемы будут с экспортом аграрной продукции.

«Проблем с продовольствием внутри Украины не будет. Продуктов в избытке, к тому же много украинцев живет на подсобном хозяйстве, сами выращивают овощи и держат мелкий скот. А вот экспорт упадет», – ожидает Александр Охрименко.

Основной источник экспортных доходов Украины сейчас – это зерно и подсолнечное масло, мясо птицы и яйца плюс металл. В 2014 году экспорт аграрной продукции составил 25% ВВП Украины. Для сравнения: еще несколько лет назад было менее 20%. Экспорт металлургической продукции – около 30%, а было 40%.

«С падением экспорта металла все понятно, с этим уже даже смирились: два завода остановились в зоне АТО, коксохимический завод стоит. Украинские власти рассчитывали, что за счет экспорта смогут перекрыть потери по металлу. Теперь боятся, что следом упадет и экспорт украинского зерна и с/х продукции. А потеря 50% экспорта – это очень опасная ситуация для любой страны», – говорит украинский экономист.

Посевная кампания стартует к концу марта. Побочным эффектом от неподъемной для селян стоимости гербицидов, удобрений и дизтоплива станут цены на овощи и хлеб – уже к лету они могут прибавить вдвое. По словам замглавы Минагрополитики Ярослава Краснопольского, ту же пшеницу в мае 2014-го закупали по 2,5 тыс. грн/тонна, а в мае-2015 цену повысят до 5 тыс., что даст максимальную стоимость хлеба в 9-10 грн.

«Вместе с девальвацией гривны подорожали все ресурсы посевной: семена, горюче-смазочные вещества, удобрения. Значит, сокращаются площади под посадку культур, которые выращивать нерентабельно. Общий объем будет меньше, к осени получим подорожание, – рассказала агроэксперт Татьяна Гетьман. – Это коснется борщевого набора, томатов».

Глава фермерского хозяйства «Перлина Турии» Владимир Яренчук с Волыни сокращает посевы картофеля с 100 до 50 га, свеклы – с 200 до 100 га. Говорит, что иначе не может, если дизтопливо подорожало в 2,5 раза. «Приобрели дизель по старой цене (около 10 грн/литр) – храним его до начала работ. А вот с удобрениями не сложилось, и свободных денег на их покупку уже нет: прошлогоднюю пшеницу отдали по старой цене, сейчас продавать нечего. Будем экономить», – сказал фермер из Запорожской области Александр Шевченко (ТОВ «Проминь»).

Некоторые малые и средние хозяйства выходят из положения, занимая у банков – но те взвинтили процентную ставку до 25-30% годовых и нередко требуют застраховать урожай. «Наш коммерческий банк дал кредит под 24%, как благонадежным заемщикам. Уже вваливаем деньги в землю – сеем весенние культуры, подкармливаем озимые, – рассказала фермер Лина Бойченко из-под Запорожья. – А осени ждем с опасением. Может, кредит и не отдадим».

Но самые большие проблемы у животноводов. Корма прибавили в цене в 2-2,5 раза, а переработчики отказываются увеличивать закупочные цены мяса и молока. «Уже сегодня люди покупают свинину и говядину по 100 грн/кило скрепя сердце, переходят на курицу. А фермерам из-за этого придется забивать скот: держать его нерентабельно», – сказала эксперт агрорынка Мария Колесник. На местах этот процесс ощущается болезненно.

«Я на коленях готов стоять. У меня молочное стадо 1200 голов, я его из Франции, Германии свозил. И еще мясное – 300 голов: волынская мясная порода, скрещенная с французским «лимузином». Лучшая корова. При цене в $1,02/кило мяса к осени не оставлю ничего, – с надрывом пожаловался «Вестям» фермер Владимир Яренчук. – Будем есть аргентинского буйвола».

По материалам: Вести