Правительство изменит процедуру получения лицензий
Изменения коснутся не только самого закона о лицензировании видов хоздеятельности, но и практически всех профильных законов, где предусматривается выдача лицензий разными органами и по разным видам деятельности. Среди основных новаций: внедрение нового вида санкций — частичной или полной приостановки действия лицензии; унификация штрафов за нарушения лицензионного законодательства; уточнение сроков и порядка отмены лицензий, а также обжалования решений госорганов по аннулированию лицензий.
Действующий закон о лицензировании предполагает только процедуру аннулирования разрешения на ведение определенного вида деятельности. А процедуры приостановки лицензии нет.
В то же время некоторые законы, в частности «О рынке электрической энергии», «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии», «О рынке природного газа» предусмотрена возможность органа лицензирования останавливать действие лицензии за правонарушения в этих сферах.
В результате, как отмечают авторы законопроекта, органы лицензирования лишены возможности на практике применять такой вид санкции, а лицензиат теряет возможность устранить нарушения и исправиться в течение определенного срока.
Кроме того, закон о госрегистрации юрлиц и физлиц-предпринимателей не предполагает внесения в Единый госреестр сведений о приостановлении и возобновлении действия лицензии.
Поэтому ст.9 упомянутого закона предлагается дополнить возможностью расширения информации о лицензировании вида деятельности предприятия.
В правительстве считают, что приостановка лицензии может быть более эффективной мерой воздействия, чем аннулирование документа. Так как это действие направлено на недопущение дальнейших нарушений, имеет профилактический характер и лишает лицензиата права на ведение конкретного вида деятельности только на определенный срок. То есть, не нужно будет проходить по новой процедуру получения лицензии, а лишь подать заявление и представить документы, подтверждающие факт исправления нарушений.
«Каждый вид деятельности имеет свои особенности лицензирования, как по срокам, так и по стоимости. Но если туристическую лицензию или в сфере образования получить относительно просто, то в таких сферах как строительство или добыча полезных ископаемых будет проще возобновить действие старой», — прокомментировала UBR.ua ситуацию налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.
В законах о лицензировании и госрегистрации также предлагается прописать возможность частичного приостановления действия лицензии. Например, по совершению определенных операций.
Соответственно, вводится порядок приостановки и восстановления лицензии (полностью или частично), а также порядок обжалования лицензиатом решения о приостановке.
Например, в случае обжалования компанией решения органа лицензирования об отмене или приостановке действия разрешения, лицензия остается действительной в течение всего времени рассмотрения жалобы в Экспертно-апелляционном совете. Вплоть до дня внесения в Единый госреестр предприятий соответствующей записи об отмене лицензии (если в удовлетворении жалобы будет отказано).
«Это очень прогрессивная мера, особенно для добывающих компаний. Например, у нашего клиента проверяющие аннулировали лицензию на добычу песка только потому, что он не допустил проверяющего в проверке. А только новая экспертиза для получения лицензии стоит около 200 тыс. грн», — рассказал UBR.ua управляющий партнер, адвокат ЮФ «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.
Второй, не менее важный блок изменений — унификация штрафов, которая на практике выльется в повышения размера санкций. Правда эта унификация не означает автоматическое выравнивание санкций по всем видам нарушений. По некоторым их видам наказание останется неизменным, как например, админштраф за продажу алкогольных и табачных изделий без акцизных марок или с поддельными марками (850-3400 грн с конфискацией товара и выручки).
Зато за проведение операций на фондовом рынке без лицензии вместо нынешних 8500-17000 грн должностных лиц предприятия будут наказывать штрафом в 42500-51000 грн. За крупные финансовые нарушения сумма штрафа может вырасти до 85 тыс. грн.
Аналогичное наказание в 2500-3000 налогонеоблагаемых минимумов доходов граждан (42,5-51 тыс. грн) ждет всех предпринимателей, если они ведут деятельность без лицензии или во время ее приостановки.
Вводятся и новые штрафы. За нарушение сроков информирования разрешительного органа обо всех изменениях данных, которые подавались при получении лицензии, например, грозит наказание в 4250-8500 грн. А за невыполнение предписания об устранении нарушений лицензионных условий — сразу 8500-25500 грн.
Подготовила Татьяна Адамович