Пришло время «льготной» реформы. А денег нет
В конце мая в Украине начнет действовать «льготная» реформа. В первую очередь планируют внести изменения в систему проезда на общественном транспорте, пишет vlasti.net.
Теперь все льготники, пенсионеры, инвалиды должны будут оплачивать проезд, но на поездки всем нуждающимся будут выделяться денежные средства.
Отмена льготного проезда в Украине позволит развить конкуренцию среди автотранспортных предприятий, занимающимися перевозкой пассажиров.
Предположительно, в рамках данной реформы, деньги должны заменить все прочие льготы.
Однако, отмена льгот на проезд упирается в деньги.
В ближайшие две недели Кабмин может сделать первый шаг к отмене льгот на бесплатный проезд в транспорте для пенсионеров, ветеранов, инвалидов, чиновников, депутатов и работников правоохранительных и силовых структур. Об этом сообщил источник в правительстве, пишет Сегодня.
Льготы должны заменить адресной помощью – ежемесячно людям будут выдавать определенную сумму денег, которая призвана покрыть появившиеся траты. Компенсацию получат малообеспеченные, ветераны, инвалиды и пенсионеры. Об этом идет речь в программе развития конкуренции страны на десять лет вперед. Загвоздка в том, будет ли хватать у страны денег на компенсации и насколько вовремя они будут приходить. Утвердить изменения должна Верховная Рада.
Реализацию концепции, вероятнее всего, отложат до конца 2014 года. «Сначала нужно создать единый реестр льготников. На это Мировой банк уже выделял Украине 100 млн евро, и база существует. Но на ее модернизацию и запуск необходимо еще 50 млн грн. В пилотном варианте до конца года реестр заработает в Винницкой области. А до конца следующего – по всей Украине», – рассказала министр соцполитики Наталья Королевская.
Приблизительную сумму компенсации на одного человека в Кабмине пока не просчитывали. «Каждый регион называет свою сумму. Я считаю, нужен единый госстандарт. А перед этим концепцию должны обсудить с людьми», – добавила Королевская.
Узнав о внедрении единого реестра льготников, в Харькове захотели присоединиться к пилотному проекту. «Еще несколько лет назад я первым заявлял о монетизации льгот, – сказал замгубернатора Харькова Игорь Шурма. – Нигде в мире нет такого количества льготников, как у нас. Можно, к примеру, предоставить возможность пенсионерам ездить на троллейбусе и трамвае четыре раза в день и выдавать на это по 100 грн в месяц».
Затраты на создание единого реестра – это не все, на что придется потратиться. По предварительным прогнозам, нужны миллионы гривен на финансирование такой адресной помощи малоимущим. Для этого Рада должна изменить бюджет. «Еще будучи министром соцполитики, я не раз предлагала монетизацию льгот. Только вдумайтесь, из 46 млн украинцев 26 млн – это льготники! – говорит член фракции «Батькивщина» Татьяна Денисова. – Мы поддерживаем реформу. Но где на это денег взять?».
«После введения реформы мы не только сэкономим, но и избавимся от задолженности перед перевозчиками», – считает регионал Александр Стоян. Только за прошлый год Киев задолжал метрополитену 59,3 млн грн, а «Киевпасстрансу» – более 30 млн.
«Монетизировать льготы нужно. Но делать это стоит постепенно, обсуждая все с людьми. Иначе получится, как в России, которая в 2005 провалила реформу», – сказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко
Напомним, правительство подготовило программу развития конкуренции в Украине на ближайшие десять лет, согласно которой предлагается отменить «массовые льготы на проезд».