"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Продэмбарго. Передел. Чай, кофе, макароны…

В отечественной рознице уже в самое ближайшее время начнется передел мест на торговых полках. Как уже писал UBR.ua, с 10 января этого года целый ряд российских товаров стали “не въездными” в Украину (эмбарго введено в ответ на аналогичные запретительные санкции РФ в отношении нашей продукции и продлится до 5 августа 2016 г.). И ритейлеры уже спешно ищут им замену.

Но рядовым потребителям обострение торговой войны может принести приятные бонусы. “Не исключено, что многие международные компании заменят свою продукцию, произведенную на российских площадках, на аналогичную из Европы. Она более качественная, но, скорее всего, будет продаваться у нас по сниженным ценам”, — сообщил UBR.ua руководитель Ассоциации поставщиков розничных сетей Украины Алексей Дорошенко.

Запретная корзина

“Черный список” запрещенных к ввозу на территорию нашей страны товаров, разработанный Министерством экономического развития, содержит более 30 позиций. Лидируют в нем продукты питания. В частности, в Украину теперь нельзя поставлять мясо, чай, кофе, кондитерские изделия, спиртные напитки, крупы и макароны и пр. Из других товарных групп под запрет попали сигареты, корма (в том числе для домашних животных), химикаты, ж/д оборудование и др.

На первый взгляд, особой катастрофы в украинском ритейле после изгнания из него российское еды не случится. Ведь собственно российских торговых марок у нас продается не так много, и они занимают слишком узкие ниши (в основном — средний плюс и премиальные сегменты), чтобы выбить из колеи весь рынок.

Но таможенная статистика показывает, что на самом деле из России к нам импортируется не так уж и мало продукции. Скажем, чая в 2015 г. было завезено почти на $9 млн., пива — на $12,4 млн., сигарет — на $22,4 млн. В группе кондитерских изделий российская продукция и вовсе является номером один по объемам импорта.

К примеру, шоколада, по итогам минувшего года, к нам завезли на $100,9 млн, а это почти 60% всех зарубежных поставок. По другим кондитерским изделиям цифры составляют $37,1 млн. и 67,7% соответственно. “Достаточно много из РФ к нам импортируют также какао (на $18 млн. в 2015г), кофе (на $12 млн.), рыбы (на $2 млн.), алкоголя (на $1,5млн.)”, — сообщил аналитик компании “Про Агро” Ярослав Левицкий.

То же, но из Европы

Несовпадение “картинки” в супермаркетах и таможенной статистики поясняется просто: в категорию российских попадают многие товары, произведенные международными компаниями на своих заводах в РФ. Это касается, в первую очередь, чая и кофе, кондитерских изделий, детского питания.

И хотя еще в 2014 г. на волне набиравшего в Украине бойкота произведенных в России товаров некоторые корпорации начали менять логистику и завозить к нам аналогичную продукцию из других стран, поменять весь ассортимент не удалось. Теперь судя по всему, этот процесс активизируется, прогнозирует Дорошенко.

На первом этапе массовый переход на европейскую еду может привести к сужению выбора. “Дело в том, что далеко не все европейские заводы производят виды товара, популярные именно у нас, скажем, чай с определенной вкусовой добавкой”, – поясняет Дорошенко.

Но есть и приятный бонус — качество продуктов, изготовленных в ЕС, заметно выше российского, а цены поставщики вряд ли решатся повысить. Поэтому мы сможем есть вкуснее, но за те же деньги, прогнозирует Дорошенко.

Продуктовые схемы

Скорее всего, незаметной для рядовых покупателей окажется также смена поставщиков рыбы и икры. “В прошлом году заметно увеличился импорт красной рыбы и деликатесов из США. По цене американская продукция практически не отличается от российской. К примеру, банка красной икры стоит в среднем 110 грн. Но она немного другая по вкусу. К примеру, ту же икру в США получают на рыбных фермах, а не на открытом промысле, как в России, что гурманы сразу же почувствуют”, — поясняет Левицкий.

Впрочем, он считает, что российские импортеры морепродуктов вряд ли уступят конкурентам украинский рынок без боя и будут искать любые способы задержаться в нашей рознице. Одной из популярных схем может стать реэкспорт через Беларусь. Этим каналом достаточно успешно пользуются европейские и украинские производители для переброски своего “запретного” товара в Россию.

Тамошние чиновники раскрывают обман не сразу, так что российские потребители долго ели “белорусские” сыры с плесенью и креветки, прежде чем контролеры вывели импортеров на чистую воду. Не исключено, что так будет и в нашем случае, так что стоит готовиться к появлению в отечественной рознице “белорусских” осетров и красной икры, предполагает Ярослав Левицкий.

Что подорожает

Впрочем, будут и более проблемные продуктовые категории. К примеру, из России к нам импортируются макароны из твердых сортов, которых в Украине практически не производят. Они конкурируют разве что с более дорогой итальянской продукцией. То есть, с введением эмбарго ценителям классической пасты придется переплачивать или же переходить на нашу вермишель.

Могут подорожать также кофе, чай, считает Ярослав Левицкий. Дело в том, что Россия закупает их на международных биржах огромными партиями, и, соответственно, получает более привлекательные цены. А уже потом тот же кофе — в весовом виде, расфасованный или переработанный в растворимый продукт — импортировали в Украину.

Если наши компании будут закупать такую продукцию самостоятельно, цены для них могут быть выше, соответственно, перепишет ценники и розница, объясняют эксперты.

Вырастут цены также на российские товары, которые не попали в “черный список”. Формально они разрешены к ввозу, но импортерам придется платить таможенные пошлины (по большинству позиций — 10% от стоимости).

“Понятно, что это скажется розничных ценах. Можно прогнозировать, что, к примеру, российская косметика или бытовая химия подорожают на те же 10% и, соответственно, станут менее привлекательными для покупателей. В борьбе за потребительские кошельки поставщикам такой продукции будет сложнее конкурировать с украинскими и польскими аналогами”, — прогнозирует Алексей Дорошенко.

Впрочем, не исключено, что многие российские производители попытаются найти выход из сложившейся ситуации. “В ближайшей перспективе они будут размещать заказы на производство своей продукции на наших заводах, а со временем могут открыть свои площадки”, — не исключает Дорошенко.

Источник: UBR

Подготовила Елена Друбич