"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Россия национализирует собственность украинских олигархов

Маловероятно, что киевские власти будут вмешиваться в конфликт, поскольку сильно зависят от заключенного с Россией контракта на поставку электроэнергии. Одновременно была национализирована и Крымская межбанковская валютная биржа. На этом процесс не остановится: в Крыму объекты, все еще принадлежащие украинским олигархам, скоро можно будет пересчитать по пальцам

Госсовет республики Крым национализировал, пожалуй, последний оплот украинской олигархии на полуострове – «Крымэнерго». В 2012 году его приватизировал за 256,1 млн гривен (менее 100 млн рублей по прежнему курсу) крупнейший частный энергохолдинг ДТЭК украинского олигарха Рината Ахметова.

Переменный ток Ахметова

«Считаем, что сфера энергетики должна контролироваться государством. Уверен, что в государственной собственности эта компания принесет Крыму больше пользы, – сказал на заседании парламента глава республики Крым Сергей Аксенов. По его словам, одна из причин национализации – скверное поведение менеджмента «Крымэнерго»: «Было реальное вымогательство денег у различных предприятий под различными предлогами, так или иначе вымогали деньги у крымчан. Использовались различные мошеннические схемы, как то продажа счетчиков, показывающих большее количество энергии, чем было потреблено».

По словам Аксенова, имущество компании останется в государственной собственности, его приватизации не планируется.

«Основная причина – в нежелании менеджмента «Крымэнерго» сотрудничать с местными властями, – пояснил «Эксперт Online» заместитель министра топлива и энергетики Крыма Сергей Бедарев. – Любой оперативный вопрос они согласовывали с руководством в Киеве, которое не желало вникать в местную ситуацию. В итоге нередко отключали от электроэнергии важные предприятия порой без предупреждения, не желая дать даже короткую отсрочку по платежам».

Кроме того, собственник предприятия не желал перерегистрировать его в российскую юрисдикцию, хотя плату взимал в рублях. Также правительству Крыма неочевидно финансовое положение компании. «Надо будет проводить аудит, поскольку сейчас мы не знаем, сколько на самом деле предприятие зарабатывало, выводились ли оттуда активы в ожидании национализации и куда направлялись средства, – говорит Сергей Бедарев. – Знаем только, что придется вкладывать немалые средства в инфраструктуру «Крымэнерго», которая изношена на 60%».

Яценюк удивился контракту с Россией

«Крымэнерго» – крупнейшее предприятие полуострова, оно распределяет и поставляет энергию от местных энергогенерирующих предприятий и украинских, от которых Крым зависит на 70%. Общая протяженность линий «ДТЭК Крымэнерго» составляет 31,9 тыс. км. Суммарная мощность 270 трансформаторных подстанций 35-110 кВ достигает 6028 МВА.

«В Крыму энергогенерирующие компании имеют немало дельных предложений по автономизации своей энергосистемы от Украины, – говорит председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев. – Это выработка энергии из собственного газа, воссоздание альтернативных источников энергии, запасных генераторов и прочее. Насколько мне известно, было некоторое непонимание с распределяющей организацией Крымэнерго, возможно, ее несогласие с новыми условиями предоставления в будущем энергии и стали последней каплей».

По мнению Ивана Грачева, каких-то ответных действий со стороны Киева ждать не приходится, поскольку он зависим от нового договора с Россией на поставку энергии. Договор был заключен в конце прошлого года.

В минувший понедельник министр энергетики России Александр Новак доложил президенту Владимиру Путину, что договор выполняется, причем он подписан на выгодных для Украины условиях: «Договоры выполняются на сегодняшний день, и со стороны Российской Федерации обеспечивается по заявкам Украины поставка электроэнергии в объёме до 1,5 тыс. МВт (в зависимости от потребностей украинской стороны) по сниженным ценам. Это тоже в том числе вклад российской стороны в поддержку экономики Украины. Эти договоры заключены на один год для того, чтобы обеспечить надёжное энергоснабжение как наших потребителей в Крымском федеральном округе, так и наших украинских партнёров, которые сегодня нуждаются в поставках электроэнергии».

«Киев сам попросил увеличить поставки энергии, чтобы зимой не отключать Крым, поэтому не думаю, что они начнут ломать копья из-за локальной распределительной компании», – говорит Иван Грачев.

По мнению руководителя центра изучения мировых энергетических рынков ИМЭМО РАН Вячеслава Кулагина, Ринат Ахметов давно был готов к такому повороту событий: «Он понимает, что Киев вмешиваться не будет, пока ему нужен договор с Россией об энергоснабжении. В этом договоре учтены максимально льготные условия для Украины взамен на бесперебойное обеспечение Крыма Украиной».

Однако, что интересно, лишь спустя почти месяц после подписания контракта с Россией премьер-министр Украины Арсений Яценюк обратился к своему подчиненному министру энергетики Владимиру Демчишину с просьбой объяснить, почему подконтрольное ведомству предприятие подписало документ, который признает Крым частью России. Оказывается, в контракте «Укринтерэнерго» и российской энергетической компанией «Интер РАО» Крым признается частью России. По документам, Украина будет получать из России электроэнергию только при условии 100%-го обеспечения за свой счет электроэнергией Крыма и Донбасса, а цена поставок электроэнергии в Крым будет фиксированной и на 15% ниже нынешней. Кроме того, в соответствии с контрактом, Украина согласилась на условие импорта «бери или плати», а также дала России возможность в одностороннем порядке повышать стоимость поставки. В то же время цена поставок электроэнергии в Крым будет фиксированной и на 15% ниже нынешней. Однако в случае перебоев с электроэнергией в Крыму украинская сторона будет обязана заплатить штраф в размере 20% стоимости разницы фактического и согласованного объема поставки.

Сопредседатель крымского отделения «Деловой России» Алексей Гринцевич тоже не исключает, что национализация «Крымэнерго» откладывалась до заключения стратегически важного договора о поставках энергии в Украину: «Нет сомнений, что он будет исполняться, а чтобы не было сюрпризов со стороны распределяющей энергию компании, ее взяли под контроль местного правительства. Шаг влево, шаг вправо – контракт предусматривает серьезные штрафы, и полагаю, официальные власти Украины активно противодействовать национализации не станут».

«Тем более, что к «Крымэнерго» у предпринимателей действительно давно накопилось много вопросов: подключение к электросетям происходило за взятки на непонятных условиях и в хамской форме,- говорит председатель Крымского отделения Ассоциации молодых предпринимателей Олег Свешников. – Поэтому глава правительства Аксенов лично занимался вопросом национализации «Крымэнерго». Более того, ранее министр топлива и энергетики Крыма Сергей Егоров в начале декабря прошлого года предупреждал о том, что Ахметову придется расстаться с этим активом на полуострове, но в какой форме, известно не было: «Я думаю, все возможно, – сказал Егоров, – и национализация, и принудительный выкуп, и просто выкуп, просто договориться можно», — сказал Сергей Егоров.

На сайте самой «Крымэнерго» пока нет реакции на решение парламента республики. Сайт изобилует сообщениями о том, как ежедневно сотрудники предприятия героически борются со стихией, из-за которой регулярно обесточивались жилые и промышленные районы полуострова.

Кстати, сам глава республики Сергей Аксенов подчеркнул, что решение о национализации компании, входившей в холдинг ДТЭК, который принадлежит украинскому бизнесмену Ринату Ахметову, не связано с личностью владельца холдинга. Он также заявил, что национализация «ДТЭК Крымэнерго» не повлияет на выполнение заключенного в конце декабря 2014 года российско-украинского договора о поставках электроэнергии в Крым.

Ненужная биржа

В тот же день парламент Крыма принял решение и о национализации Крымской межбанковской валютной биржи (КМВБ), которая была создана в 1995 году как добровольное объединение ведущих коммерческих банков Крыма и зарегистрирована Нацбанком Украины. Одно время она являлась центром проведения межбанковских валютных операций на полуострове.

«После 2007 года почти не функционировала, – говорит аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. – Ее есть смысл оставить только в том случае, если в Крыму будет создана особая экономическая зона, туда придут многие банки и будет заметна экономическая активность. Но сейчас скорее ее лучше ликвидировать – видимо, основную ценность для Крыма представляет само здание».

Власти Крыма пока не сообщают о дальнейшем назначении биржи. Возможно, потому, что пока нет ясности, когда и при каких условиях на полуострове будет создана особая экономическая зона. В нынешних условиях низкой экономической активности и санкций, которым подвергаются в первую очередь финансовые организации, вновь зарегистрированные в Крыму, со стороны стран Запада, она мало кому нужна.

«На Украине такое законодательство, что там этих бирж штук 200-300, созданных не понятно для чего, – говорит председатель Наблюдательного Совета ГК «АЛОР», член совета директоров Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко. – Мы имели дело только с двумя крупными, которые контролируются ММВБ сейчас. О крымской бирже даже слышно ничего не было. И если теперь она оказалась, по сути, в российской юрисдикции, то значит и решение предстоит принимать ММВБ, поскольку у нас единая биржевая система. Поскольку последние три года ММВБ сокращала количество своих представительств, полагаю, что скорей всего Крымскую придется расформировать. Там экономическая активность слишком низкая, чтобы содержать биржу. Даже киевские активы ММВБ приносят ей больше хлопот, чем радости, что говорить о крымской бирже».

Что осталось от олигархов

Сейчас в Крыму крупные частные объекты, оставшиеся в собственности украинских олигархов, можно пересчитать по пальцам. В сентябре был национализирован, пожалуй, самый крупный из активов – имущество Приват-банка и его главного учредителя Игоря Коломойского (ныне губернатора Днепропетровской области), которое находится на территории Крыма. Первоначально в список переданных государству вошли около 80 объектов Коломойского. Позже перечень был расширен еще на несколько десятков пунктов, включая объекты недвижимости и АЗС. Здание аэровокзала в аэропорту «Бельбек» в Севастополе пока остается в собственности Коломойского, но за долги было взято в оперативное управление властями города. Также крымскими властями были национализированы принадлежавшие Коломойскому два рынка – в Севастополе и Красноперекопске, а также земельные участки в поселке Форос на Южном берегу Крыма со всем имуществом, расположенном на них.

В собственности украинского олигарха Вадима Новинского остается «Балаклавское рудоуправление», выкупленное в 2006 году его «Смарт-Групп». Горнорудное предприятие сейчас увязло в судах по вопросам собственности, но не с государством и новыми властями, а с байкерским клубом «Ночные волки», который давно облюбовал производственную площадку с названием «Гасфорт» на горе, где регулярно проходит байк-фестивали. Дело дошло до того, что летом прошлого года коллектив предприятия обратился с открытым письмом президенту, но не Украины, а России. Более 700 сотрудников предприятия просили Владимира Путина сохранить площадку в собственности предприятия, которому в ином случае якобы грозит банкротство.

Еще один из последних форпостов собственности украинских олигархов – это завод «Титан» в Армянске, который принадлежит Дмитрию Фирташу. «Но этот украинский олигарх сейчас под домашним арестом по требованию США и, видимо, российские власти в Крыму негласно оказывают ему поддержку, не трогая его собственность», – полагает Олег Свешников.

По словам Меняйло, власти Севастополя взялись за проработку вопроса выкупа у президента Украины Петра Порошенко «Севморзавода». Также создана комиссия по вопросам реституции прав государственной собственности, которая станет выявлять факты занижения выкупной цены аукционов по продаже госимущества и задолженности по арендной плате в Севастополе.

«Вообще юристы сейчас с интересом наблюдают, будут ли собственники добиваться возврата национализированного имущества, – говорит партнер юридической компании DS-Law Михаил Кюрджев. – Обращаться в российский суд – значит признать Крым российским. Кроме того, непонятно, как такие дела разбирать судам: нашим законодательством не предусмотрено национализации. Это исключение, сделанное только для Крыма».

Масштабная национализация имущества началась в Крыму в марте, сразу после присоединения. Но тогда она касалась в основном государственных предприятий, принадлежавших Украине. В том числе это были все туристические и санаторно-курортные объекты, в том числе знаменитый «Артек». Всего в список были включены более 140 объектов, включая винодельческие предприятия (в том числе «Массандра»), дачи Виктора Януковича и Михаила Горбачева и другие государственные объекты.

Среди крупнейших предприятий, которых уже лишилась Украина и их миноритарные частные совладельцы – это «Черноморнефтегаз», «Феодосийское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», «Восточно-Крымская энергетическая компания», крымские государственные судоходные компании, морские торговые порты, госучреждение «Госгидрография», Севастопольские учреждения «Администрация морских портов Украины» и Инспекция по подготовке и дипломированию моряков. Последним крупным инфраструктурным объектом как раз и стало «Крымэнерго».

Источник: Эксперт-онлайн