Россия. Недовольных становится все больше
Экономические данные в первом полугодии 2015 года и первая статистика по основным макроэкономическим показателям РФ в июле-августе свидетельствуют о продолжении спада, снижении выпуска в промпроизводстве, за исключением добывающих отраслей, усилении инфляционных тенденций, ухудшении социального положения населения, увеличении долговой нагрузки на бюджеты регионов, которое ожидается к концу года, констатировали эксперты РАНХиГС в опубликованном на сайте академии «Оперативном мониторинге экономической ситуации в России».
«Существенное отличие от предыдущих периодов нашего наблюдения — нарастающая неудовлетворенность населения ухудшающимися социально-экономическими условиями», — пишут эксперты. И если зимой и весной существенная доля населения оценивала состояние экономики как стабильное, то к концу лета уже «наметился тренд перехода части «лояльных кризису» граждан в число недовольных или пессимистично настроенных».
Массовые представления о длительности кризиса стали клониться в сторону пессимизма, свидетельствуют результаты опросов РАНХиГС: выросла доля тех, кто прогнозирует ухудшение экономики в течение 1–2 лет и дольше (34% в августе против 27,6% в апреле), одновременно сократилась доля тех, кто ожидает улучшения ситуации (до 21,2% опрошенных в августе с 38,3% в апреле).
Рост негативных ожиданий отмечается во всех типах поселений, но особенно сильно беспокоятся жители мегаполисов, говорится в бюллетене. Доля респондентов крупных городов, ожидающих для себя негативных последствий, выросла до 20%. При этом 70% жителей крупных городов уже затронуты кризисом, утверждают российские эксперты.
«Обстоятельства вынуждают нас пересмотреть основные макроэкономические показатели в своем базовом сценарии прогноза на 2015–2016 гг. в худшую сторону», – говорится в документе. По предварительной оценке Росстата, ВВП в первом полугодии 2015 г. сократился на 3,4% по сравнению с первым полугодием 2014 г., промышленное производство – на 2,7%, инвестиции в основной капитал – на 5,4%. В 2015–2016 гг. экспертами института прогнозируется снижение ВВП в реальном выражении соответственно на 3,2% и 1,6%. Падение инвестиций в основной капитал, по оценкам РАНХиГС, составит 11% в 2015 г. и 2,4% в 2016 г. При этом они не ожидают быстрого возобновления роста инвестиций даже в оптимистическом сценарии экономического развития.
Важной причиной происходящего аналитики называют то, что в социальной сфере соседнего государства продолжается падение реальных располагаемых денежных доходов населения и увеличивается доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. По предварительным данным, реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в январе–августе 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 3,1%, а реальная заработная плата – на 9%.
В августе реальные располагаемые доходы снизились на 4,9%, а реальная заработная плата – на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Это привело к тому, что в первом полугодии уровень бедности существенно увеличился – на 2 п.п. – по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 15,1%. В целом уровень бедности в первом полугодии 2015 г. превышает уровень бедности в аналогичные периоды 2012–2014 гг. Анализ показывает, что продолжается падение реальных располагаемых денежных доходов населения и увеличивается доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Также начиная с четвертого квартала 2014 г. темпы роста номинальной заработной платы работников организаций снижаются. Сокращение реальной заработной платы в январе–августе составило 9%.
Эксперты уверены, что реальные денежные доходы домашних хозяйств будут иметь отрицательную динамику в 2015 г. и прогнозируют их сокращение на 5,3%. Негативный тренд сохранится и в 2016 г. – в институте ожидается падение этого показателя еще на 2,4%. В пессимистичном сценарии падение реальных доходов будет глубже: 3,7%. При этом даже в оптимистичном сценарии в 2016 г. доходы населения не начнут расти в реальном выражении, их динамика в этом варианте оценивается на уровне -0,1%. Одним из факторов снижения реальных доходов станет сохранение высоких темпов инфляции. Потребительские цены в 2016 г., по базовому прогнозу, вырастут на 7,7%. Объем розничной торговли в реальном выражении сократится на 7,7% в 2015-м и на 1,6% в 2016 г. Впрочем, при возобновлении роста потребительского кредитования (оптимистический вариант) потребление может вырасти на 1%.
Возможности для сдерживания падения реальных располагаемых денежных доходов населения исчерпываются, полагают эксперты. Покупательная способность, уже значительно сократившаяся, может к концу года упасть еще сильнее. Риски бедности населения, особенно пенсионеров и семей с детьми, в этих условиях могут еще больше возрасти.
«Рискну предположить, что спад ещё не окончен и продолжится в 2016-2017 годах, – комментирует доклад независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Причины этого две, объясняет он. Первая заключается в том, что мировой экономический кризис далёк от завершения – нас ещё ждёт серия обвалов на финансовых рынках и кризис мировой пирамиды государственных долгов. поэтому условий для восстановления российской экономики в ближайшие два года объективно нет.
Вторая причина – это неэффективность нынешней системы управления экономикой. Для опережающего роста России надо проводить реформы, прежде всего: налоговую, банковскую и реформу госуправления. Пока же мы видим лишь старое доброе ручное управление в сочетании с посадкой наиболее одиозных региональных чиновников. При этом система «кормлений» (с которой к слову боролся ещё Иван Грозный) как была, так и остаётся главным препятствием динамичного развития страны.
Если говорить о цифрах, то по прогнозу Адамидова, в ближайшие три года сохраняются риски, дальнейшего спада российской экономики. Наиболее неблагоприятными будут 2015 год (-3,8% по предварительной оценке) и 2016 год, в котором падение может продолжиться. в 2017 году будет либо нулевой рост либо спад в 1-1,5%, а только со второй половины 2018 года можно будет наблюдать начало восстановления, прогнозирует эксперт.
В связи с этим россиян ждут тяжелые времена, полагает главный аналитик ИФК «Солид» Азрет Гулиев. В отличие от кризиса 2008 года, в этот раз основная тяжесть происходящего легла на население. В текущих условиях вполне логично, что число недовольных растет. Первым подтверждением данного тезиса можно считать выборы губернатора Иркутской области, где проиграл кандидат от власти.
В условиях сокращения доходов бюджета Министерство финансов России ищет способы минимально индексировать или сокращать социальные выплаты. Так, пенсии предлагается индексировать только на 4%, а не на уровень инфляции как того требует закон. «Оптимизируются» расходы на здравоохранение и образование. Ситуацию, по мнению Гулиева, мог бы спасти рост цен на энергоносители, но большинство аналитиков не видит причин для существенного роста стоимости ресурсов не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе. А это сулит продолжение «оптимизации» социальных расходов и нарастание недовольства населения своим экономическим положением.
Оценки и прогнозы экспертов института, считает президент российской ГК «Энергия» Сергей Гуськов, вполне, справедливы. Но любая стимулирующая мера срабатывает не сразу, а через 2-3 года. Государственная машина достаточно инертна, и в том числе поэтому на сегодня последствия кризиса еще не так ощущаются. В условиях ограниченного инструментария и бюджета правительство принимает достаточно адекватные меры. Тут очень важна последовательность и сохранение действие этих инструментов на ближайшие 2-3 года.
Следует отметить, говорит эксперт, весьма прогрессивные меры, запущенные правительством – это Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов и Фонд развития Дальнего Востока. Эти меры впервые в современной истории России направлены на адресную поддержку проектов развития, и, уверен, окажут сильное стимулирующее развитие на экономику поскольку преодолевают главную проблему среднего бизнеса – доступ к долгосрочному финансированию.
Для населения же, по мнению Гуськова, сейчас многое зависит от макроэкономической ситуации в мире, которую никто четко прогнозировать не берется. Что касается стимулирующих мер, то эффект будет через 2-3 года не раньше, повторяет он. Именно в эти сроки возможно запустить и привести к положительной операционной деятельности проекты развития, поддержанные правительством.
Источник: Эксперт-онлайн
Подготовила Елена Друбич