Россия&США. Игра мускулами
Отношения между Россией и Западом за последние годы испортились хуже некуда — экономические санкции и враждебная риторика постепенно сменяются уже забытой гонкой вооружений и «игрой мускулами». Россия и США осваивают рекордные военные бюджеты, а воздух над Европой становится ареной для демонстративных полетов российских бомбардировщиков и натовских перехватчиков.
При этом в политические споры вновь возвращается так называемый «последний аргумент» — ядерное оружие. О его существовании то и дело напоминают некоторые российские политики и телеведущие, а Часы Судного дня, тем временем, уже показывают без трех минут полночь.
В связи с этим мы предлагаем вам вспомнить, какие у США и НАТО есть реальные возможности для предотвращения ядерного удара и что на Западе могут противопоставить ракетному арсеналу России.
ПРО в прошлом
Первые системы противоракетной обороны появились в США в 60-х годах прошлого века, но просуществовали они не долго. Уже в 1972 году США и СССР заключили договор, ограничивающий страны в разработке и поставке на вооружение систем ПРО.
А в 1974 году страны и вовсе договорились о сохранении лишь двух противоракетных щитов на своих территориях — либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок. В СССР оставили под защитой Москву, а вот американцы предпочли защитить военную базу Гранд-Фокс.
Но договоренности продержались недолго. Уже в 1983 году президент США Рональд Рейган подписал указ о старте программы Стратегической оборонной инициативы.
Этот амбициозный проект предполагал создание принципиально новой системы противоракетной обороны, с использованием передовых космических вооружений — лазеров, рельсотронов, атомной картечи, орбитальных зеркал и кинетических спутников-перехватчиков. Предполагалось использовать и традиционные противоракеты с необычной боеголовкой в виде раскрывающегося зонтика.
В прессе проект СОИ за свою амбициозность получил название «Звездные войны». Но продлились «звездные войны» недолго — проект признали неэффективным из-за непредсказуемости ответных мер противника. А потом противник, то есть СССР, и вовсе развалился. Тем не менее, сделанные в ходе реализации проекта СОИ полезные наработки пригодились американцам в будущем.
Следующий этап возобновления разработки ПРО пришелся уже на конец 90-х и начало 00-х годов. К этому времени в клубе ядерных держав произошло неожиданное пополнение — ядерные ракеты появились у Пакистана и ЮАР. И хотя в последней стране от ядерной программы затем отказались, сам пример того, что в частично изолированном государстве возможно создание ядерных ракет, стал неприятной неожиданностью.
Кроме этого, к ядерному оружию тогда вплотную подбирались и в КНДР — пожалуй, самой непредсказуемой и изолированной стране мира. В США все это расценили как угрозу собственной безопасности и решили вернуться к разработке системы противоракетной обороны.
Результатом этого стал односторонний выход страны из договора по ПРО от 1972 года. В 2002 году соответствующий указ подписал президент США Джордж Буш. С тех пор в Америке создается и регулярно модернизируется система Национальной противоракетной обороны, предназначенная для защиты США и союзников от недружественных ракет.
ПРО сегодня
Сегодня американская система ПРО состоит из нескольких компонентов. За защиту непосредственной территории США от МБР (межконтинентальных баллистических ракет) отвечает так называемая «Наземная система противоракетной обороны на маршевом участке полета» (Ground-Based Midcourse Defense). Она состоит из системы радаров, способных отслеживать перемещение ракет в космическом пространстве, а также комплекса противоракет, базирующихся на земле.
Радар на Аляске
Эта система на сегодняшний день является единственным компонентом ПРО США, способным перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты. Ее радиус действия, по сути, ограничен лишь возможностями радаров. А с введением в строй передвижного радара морского базирования, военные получили гипотетическую возможность поражения целей над любым участком планеты.
Плавучий радар под называнием SBX (Sea-Based X-band radar) создан для регистрации пуска межконтинентальных ракет и высокоточного определения траектории их полета. Сейчас SBX базируется в Тихом океане, хотя при необходимости ее можно отбуксировать в любое доступное из океана место. В этом состоит преимущество плавучего радара — работа наземных РЛС всегда ограничена кривизной земной поверхности.
Но самое интересное, что SBX представляет собой переработанную нефтяную платформу, изначально построенную в России — на Выборгском судостроительном заводе. Вот такая ирония.
Что касается противоракет системы GBMD, то основная их масса (24 штуки) размещена на Аляске. Согласно заявлениям командования американской армии — это сделано для прикрытия от возможного удара со стороны КНДР. Еще некоторые количество расположено в Калифорнии. А в 2013 году правительство приняло решение разместить комплекс также и на атлантическом побережье США.
Противоракета на Аляске
Несмотря на большой радиус действия, у системы есть и недостатки. Во-первых, она предназначена для защиты лишь от небольшого количества ракет. Для сравнения, только у России в распоряжении есть не менее 520 баллистических ракет и в три раза больше боеголовок.
Во-вторых, GBMD способна сбивать лишь моноблочные баллистические ракеты — планы по созданию ПРО для ракет с разделяющейся боеголовкой были отменены в 2009 году. Исходя из этого, можно сделать вывод, что для ядерной войны с Россией эта система не годится.
Остальные компоненты американской ПРО предназначены для перехвата ракет малой и средней дальности. Это, в-первую очередь, корабельная система «Иджис», а также передвижная система наземного базирования THAAD.
Установка вертикального пуска “Иджис” на корабле
Первая начала разрабатываться еще в 60-х годах, и к настоящему времени претерпела множество глубоких модернизаций. Хотя кабина управления системой до сих пор напоминает о старых добрых временах.
«Иджис» способна поражать не только баллистические ракеты малой и средней дальности, но и сбивать объекты в космическом пространстве. Так, в 2008 году в рамках испытаний был успешно поражен спутник на высоте в 247 километров. С учетом мобильности системы, установленной на военных кораблях, это делает ее весьма перспективной для американцев — к 2041 году они планируют оснастить ей 84 военных судна. Сегодня их количество составляет не менее 24.
Что касается системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), то она представляет собой передвижной комплекс наземного базирования, способный сбивать ракеты средней дальности.
Система отлично проявила себя на войне в Ираке, сбив все 9 посланных иракцами советских ракет «Р-17». Однако, стоит учитывать, что на сегодняшний день «Р-17» является устаревшим видом вооружений. Современные баллистические ракеты, вроде «Искандеров», способны маневрировать в полете и создавать помехи для перехвата, что делает их намного менее уязвимыми для систем, подобных THAAD.
ПРО завтра
В будущем американская ПРО должна пополнится еще одним важным компонентом — космической системой раннего обнаружения пусков баллистических ракет SBIRS. С помощью 24 спутников на околоземной орбите и 5 на геостационарной, эта система сможет определять запуски баллистических ракет уже через 40 секунд после старта, а также высчитывать траекторию их полета на активном участке.
К настоящему моменту запущены в работу лишь четыре спутника и программа все еще находится в стадии разработки, хотя изначально ее планировалось закончить уже к 2010 году.
Где искать американскую систему ПРО
На сегодняшний день компоненты американской системы ПРО, помимо территории США, также расположены в Дании (на острове Гренландия), Великобритании, на Тайване, Маршалловых островах, а также в Норвегии. На территории этих государств располагаются радиолокационные станции раннего обнаружения — с их помощью американцы отслеживают пуски ракет.
Американский радар в Великобритании
В России широкую огласку получили планы США по размещению компонентов ПРО в странах Восточной Европы, в первую очередь — в Чехии и Польше. В США эти планы объясняют необходимостью сдерживания гипотетической ядерной угрозы Ирана или Пакистана, а также защитой европейских союзников.
Но российское руководство уверено, что основной задачей американских радаров должно стать слежение за европейской частью России, что вносит существенный дисбаланс в концепцию ядерного паритета между Россией и США. В связи с этим российским руководством не раз были высказаны предупреждения, что в случае развертывания американской ПРО у наших границ, будут приниматься ответные меры, вроде размещения в Калининградской области «Искандеров».
Дальность действия “Искандеров”
Кроме этого, в России грозились в одностороннем порядке выйти из «Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности», который был подписан между СССР и США в 1987 году. Но пока что ситуация с ПРО США в Европе и российскими контрмерами носит вялотекущий характер — американцы не спешат с реализацией, а Россия действует по обстоятельствам.
Главный аргумент
Но основной аргумент, который США могут противопоставить России, за прошедшие годы так и не изменился — это практически гарантированное взаимное уничтожение в случае начала масштабной войны. Ядерный потенциал обеих стран настолько высок, что моментально полностью уничтожить его практически невозможно и у врага всегда останется шанс на ответный удар.
Победителей в такой войне уже не будет, что сделает ее абсолютно бессмысленной. Это и есть главная основа мира между двумя странами, который еще недавно казался прочнее, чем сегодня.
Источник: Русистория