Самый амбициозный проект века. ФОТО
Амбициозный проект по расширению Панамского канала, который должен был быть завершен в октябре этого года, под угрозой срыва. Причем речь идет не об осени 2014 года, а уже об июле 2015 года, новой, пересмотренной дате ввода в строй водной артерии, связывающей Атлантический и Тихий океаны.
Если Администрация Панамского канала (АПК) не найдет до 20 января 1,6 млрд долларов, то строители угрожают прекратить работы.
Речь идет о главном объекте всего проекта – третьей системе шлюзов. Длина их составит 427 м, а ширина – 55 м. Они позволят увеличить размеры проходящих кораблей до 49 м в ширину и 366 м в длину. Это эквивалентно контейнеровозам грузоподъемностью 12 тыс. 6-метровых контейнеров. Сейчас, напомним, грузоподъемность проходящих по каналу кораблей ограничена 5 тыс. контейнеров.
АПК платить дополнительные деньги отказывается и настаивает на безукоснительном выполнении строителями подписанного ими летом 2009 года контракта.
Всеобщие ожидания
Все, и особенно нефтегазовые компании, с нетерпением ждут ввода в строй расширенного Панамского канала и надеялись на прошедшие в Панаме переговоры между министром общественных работ Испании Аной Пастор, президентом испанской строительной компании Sacyr Мануэлем Манрике и панамскими властями. После их окончания было объявлено, что стороны должны выполнять контрактные обязанности.
Тендер на расширение Панамского канала выиграл в 2009 году международный строительный консорциум Grupo Unidos por el Canal (GUPC), состоящий из испанской компании Sacyr, которая считается его главным членом и представляет его на переговорах; итальянской Salini Impreglio, бельгийской Jan De Nul и панамской Constructora Urbana.
Камнем преткновения стали банальные деньги. Строители говорят, что в результате непредвиденных осложнений стоимость проекта выросла, и требуют уплатить до 20 января 1,6 млрд долларов.
Администрация Панамского канала во главе с Хорхе Куиджано платить категорически отказывается и утверждает, что превышение сметы – обычное явление и что строители должны найти скрытые резервы. Понять панамцев можно – первоначальная смета проекта была утверждена в размере 5,25 млрд долларов. Сейчас же она увеличится почти до 7 млрд.
АПК поддерживает и правительство страны. Президент Панамы Рикардо Мартинелли пригрозил заставить консорциум выполнять контрактные обязательства.
«Я поеду в Испанию и Италию и потребую, чтобы правительства этих стран взяли на себя моральную ответственность за проект», – заявил он.
Нет единства
АПК платить не хочет, но готова внимательно ознакомиться с детальными требованиями строителей. Консорциум, кстати, хотя и не вдается в детали, но обвиняет в перерасходе средств заказчика. Представители GUPC утверждают, что панамские власти недоброкачественно провели геологические изыскания, в результате чего и возникли проблемы с деньгами и сроками.
В спор между панамскими властями и испанскими строителями на днях неожиданно вмешалась итальянская компания Impregilo. Она предложила два альтернативных решения конфликта. Правда, оба подразумевают выплату панамцами GUPC 1 млрд. долларов. Однако Хорхе Куиджано назвал эти предложения неприемлемыми.
Предложение итальянской компании показывает, что между строителями возникли, похоже, разногласия. Итальянцы считают, что испанцы ведут переговоры слишком мягко, и хотят взять контроль над проектом в свои руки. Так что к внешнему напряжению добавляется быстро нарастающее внутреннее напряжение в консорциуме.
Sacyr так же, как остальные испанские строительные компании, понесла огромные убытки пять лет назад, когда на Пиренейском полуострове лопнул пузырь на рынке недвижимости. Контракт на расширение Панамского канала стал для компании спасительным глотком воздуха. Долги ее на конец сентября 2013 года были в три раза больше ее капитализации.
Однако, несмотря на крупный контракт, у Sacyr возникли серьезные проблемы с реструктуризацией долга. Он, кстати, объясняется не только кризисом на рынке недвижимости, но и покупкой перед его началом 20% акций крупнейшей в Испании нефтяной компании Repsol. Половину этого пакета акций Sacyr пришлось в 2011 году продать, чтобы избежать дефолта.
Немного статистики
Внимание, с которым вся планета следит за расширением Панамского канала, объясняется его важностью. Достаточно сказать, что на канал, многими считаемый одним из семи чудес света, приходится 5% мировой торговли.
Панамский канал позволил сократить морской путь из Сан-Франциско в Нью-Йорк в 2,5 раза: с 22,5 тыс. до 9,5 тыс. км.
Первый корабль прошел по каналу 15 августа 1914 года. Так что через семь месяцев он будет отмечать столетний юбилей. Длина этого уникального не только столетие назад инженерного сооружения составляет 77,1 км. Для подъема судов две существующих сейчас системы шлюзов поднимают их на 26 метров над уровнем моря. Ширина шлюзов 33,5 метра, то есть значительно больше уже строящихся сейчас шлюзов.
Строительство Панамского канала продвигалось с такими же трудностями, что и сейчас, более чем столетие спустя, его расширение. Работы были начаты в 1881 году французскими инженерами, но ввиду постоянно возникавших проблем, в том числе и банкротства строительной компании, получившего название Панамская афера, и высокой смертности среди рабочих (22 тыс. человек) были прекращены. В 1904 году подрядчиком стали американцы.
Территория канала сначала принадлежала Колумбии, затем Франции, США и, наконец, с 1999 года – Панаме.
Приблизительное время прохождения канала составляет от 20 до 30 часов. Пропускная способность с годами сильно выросла. Если в 1914 году он пропустил 1000 кораблей, то в 2008 году – 14 702. Всего же к 2008 году через Панамский канал прошли более 815 тыс. кораблей.
Конкуренты не дремлют
Нетерпение панамских властей легко объяснимо, потому что у Панамского канала в недалеком будущем должен появиться опасный конкурент. Летом прошлого года Национальное собрание Никарагуа (парламент) одобрило проект строительства 200-километрового канала между Тихим и Атлантическим океанами. Подрядчиком 40-миллиардного проекта стала китайская компания HK Nicaragua Canal Development Investment (NCDI).
Осуществление проекта начнется в следующем году и займет от шести до десяти лет. Стройка должна создать 40 тыс. рабочих мест, обогатить государственную казну Никарагуа и вдвое повысить душевой доход никарагуанцев. В Манагуа надеются, что Никарагуанский канал будет обеспечивать 4,5% морского трафика всей планеты.
Источник: Эксперт.ру