Почти половина областных центров Украины не зарабатывает на паркингах. Или власть не интересуется этим вопросом, или на городских паркингах зарабатывают частные структуры, не перечисляя средства в бюджет города. Так, доходы бюджетов Запорожья, Кропивницкого, Полтавы, Ровно и Сум в 2018–2019 годах упали, но руководство городов не спешит зарабатывать на паркингах. Более того, Ужгород и Черкассы в 2018 году зарабатывали на местах для парковки, но в 2019 году доходов уже не было. В то же время небольшие города — Тернополь, Ивано-Франковск, Черновцы — в 2019 году заработали на паркингах более 1 млн грн каждый. Счет доходов «большой пятерки» (Киев, Харьков, Одесса, Днепр, Львов) идет на десятки миллионов.
Теперь посмотрим, как обстоит дело в США. Сбор за места для парковки транспортных средств приносит бюджетам американских городов от десятков до сотен миллионов долларов ежегодно. В 2016 году Нью-Йорк заработал на городских паркингах 545 млн долларов, или 0,75 % доходов бюджета города. Чикаго — 264 млн долл., или 3,62 %. В среднем паркинги приносят бюджетам американских городов 1 % доходов. Для сравнения: в Украине этот показатель составляет 0,06 %, то есть в 16 раз меньше.
КИЕВ
По данным проекта генплана Киева, в 2020 году в столице зарегистрировано 1 200 000 автомобилей. Для сравнения. В Нью-Йорке — 1 400 000 авто, однако бюджет Нью-Йорка в 2016 году получил от паркингов 545 млн долл., а Киев в 2019 году — 1 300 000 долл. Да, эти города находятся в разных «весовых» категориях, однако сравнение показывает, что потенциал столицы еще не раскрыт. Кстати, «Киевтранспарксервис» в 2019 году получил гораздо больший доход — 86 млн грн, но из этих денег в бюджет города попало 35 700 000 грн. Причина — предприятие тратит много средств на оплату труда, 20 500 000 грн в год. 102 работника КП в среднем зарабатывали по 15,6 тыс грн в месяц. Там говорят, что уменьшить расходы на оплату труда можно в случае введения в действие автоматизированной системы контроля оплаты парковки (АСКОП).
Повысить доходы городского бюджета от паркингов Киев также может благодаря увеличению количества мест для парковки. В 2019 году в столице их было 32 тыс. Из них 6,1 тыс эксплуатирует «Киевтранспарксервис», 25,9 тыс КП сдает в аренду через аукционы в «ProZorro. Продажи». В декабря 2019 года предприятие направило в КГГА материалы по увеличению количества мест на 22 тыс до 54 тыс. Увеличить доходы бюджета Киева от уличных паркингов можно путем улучшения платежной дисциплины водителей, вывода паркингов из тени, введения только безналичного расчета, увеличения стоимости часа парковки.
В городах ЕС, где местные власти пытаются ограничить использование авто, повышается стоимость парковки. Из-за этого местные жители чаще оставляют свои машины дома и пользуются общественным транспортом. Однако изза отсутствия в Киеве эффективной и качественной системы общественного транспорта радикальное повышение тарифов на парковку неактуально.
Кстати, 60 % средств, которые люди платят в столице Украины за парковку, идут на мероприятия департамента транспортной инфраструктуры — исполнительного органа КГГА по обеспечению безопасности дорожного движения.
ОДЕССА, ЛЬВОВ, ДНЕПР
В условном рейтинге эффективности эксплуатации городских паркингов первое место до сих пор занимала Одесса, опережая Киев. Бюджет этого города в шесть раз меньше столичного, население меньше в три раза, однако доля сборов за парковку в бюджете Одессы составляет рекордные для Украины 0,26 %. Бюджет города в 2019 году получил от паркингов 29 500 000 грн, что лишь на 6 млн меньше, чем в столице.
При этом деятельность КП «Одестранспарксервис» абсолютно непрозрачная в отличие от «Киевтранспарксервиса». В одесском КП отсутствует сайт, количество мест для парковки неизвестно. Из открытых источников известно лишь о самых высоких в стране тарифах: в прибрежных районах стоимость часа парковки составляет 50 грн.
Во Львове количество мест на коммунальных паркингах, подконтрольных ЛКП «Львовавтодор», сократилось с 6,4 тыс. в 2015 году до 1,2 тыс в 2019 году. В то же время доход городского бюджета от паркингов увеличился с 2 300 000 грн в 2015 году до 13 100 000 грн в 2019 году. Деятельность ЛКП «Львовавтодор» также непрозрачна.
В Днепре руководство КП «Горавтопарк» утверждает, что контролирует около 6,5 тыс мест, однако на платной основе работают только 3 тыс. В 2019 году бюджет города получил от паркингов 12 600 000 грн. Деятельность коммунальных паркингов в Днепре тоже непрозрачна. С КП конкурирует ООО «Паркт Сервис группе».
ХАРЬКОВ
В Харькове парковкой занимается КП «Харьковпарксервис». В 2019 году бюджет получил от паркингов 11 200 000 грн. В городе самая низкая цена часа парковки среди городов «большой пятерки» — 5 грн в час. В апреле 2020 года запущено в работу приложение «Е-парковка», которое уже скачали в мобильных маркетах около 13 тысяч горожан. Также по городу на специальных щитах размещена информация с указанием наименования муниципальных парковок (сегодня их 50), графика их работы, стоимости почасовой оплаты, телефона горячей линии. Кроме того, сейчас разрабатываются специальные функции, чтобы в приложении «Е-парковка» можно было оплачивать и штраф (он составляет 100 грн). На оплату штрафа законодательством предусмотрен льготный период. То есть, если граждане в течение 10 дней после получения постановления о привлечении к административной ответственности оплатят 50 % размера штрафа, это будет считаться выполнением постановления.
По инициативе Харьковского городского головы Геннадия Кернеса создано несколько удобных для всех категорий населения способов оплаты парковки. Например, водители, у которых нет смартфонов, могут оплатить услуги с помощью смс-паркинга. Для этого нужно приобрести в сигаретных киосках стрейч-карту или парковочный талон, которые дают возможность безлимитной парковки в течение 30 дней. Оплатить услугу можно также через приложение «Приват 24» в разделе «Транспорт/Авто».
ВЫВОД
Опыт США показывает, что сбор за места для парковки может быть существенным источником доходов городов. Между тем почти половина горсоветов областных центров Украины, бюджеты которых из года в год сокращаются, пренебрегают этим источником. Они либо не занимаются парковочным бизнесом, либо вывели этот бизнес в тень. В свою очередь, города Украины, бюджеты которых получают доход от мест для парковки, ведут этот бизнес непрозрачно и часто неэффективно, отчего городские бюджеты теряют миллионы и десятки миллионов гривен.