В Сочи полным ходом идет зимняя Олимпиада. Однако, самый масштабный инфраструктурный проект, который должен быть возведен и пущен в эксплуатацию к началу Игр, так и не был построен. Мостовой переход между Крымом и Кубанью пока остается лишь на бумаге.
Перед открытием Олимпиады представители двух стран в очередной раз вернулись к переговорам о строительстве перехода. В начале февраля в Киеве и.о. вице-премьер-министра Александр Вилкул и заместитель министра транспорта Российской Федерации Олег Белозеров утвердили задание на проведение инженерных изысканий и разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства транспортного перехода через Керченский пролив.
Строительство Керченского моста обойдется в $1,5-2,5 млрд, заявил заместитель министра транспорта Российской Федерации Олег Белозеров. Такое значительное колебание цен объясняется тем, что технико-экономическое обоснование проекта еще не разработано. Документ стороны рассчитывают получить уже в конце этого года, а для его разработки уже найдено финансирование. Около $20 млн намерен выделить российский ВТБ Банк.
Источники финансирования строительных работ пока не определены. Но уже точно известно, что стороны намерены создать совместное предприятие, в состав которого войдет Министерство инфраструктуры Украины и Министерство транспорта РФ. Для финансирования проекта российская сторона предложила взять кредит, возможно в российском банке, по низкой процентной ставке, рассказали в Мининфраструктуры. «Проезд по дороге будет платным, что позволит вернуть средства в течение пяти-десяти лет», – говорит чиновник министерства. Реализацией проекта заинтересовались владельцы автозаправочных станций, кафе, мотелей и пр., которые готовы инвестировать в строительство моста, а взамен – открыть свои объекты на подъезде к переходу.
Каким будет мост
Это будет тоннель или мост, которые могут быть автомобильного или железнодорожно-автомобильного типа, рассказывает Александр Вилкул. Сейчас рассматривается четыре наиболее вероятных варианта строительства перехода.
Одним из них является Северный вариант (в створе мыс Фонарь – мыс Малый Угол) протяженностью 10,3 км. К нему нужно будет также построить 49 км автомобильных подъездов и 24 км – железнодорожных.
Протяженность второго варианта – Жуковского (в районе поселка Жуковка в направлении косы Чушка) будет меньше и составит 6,3 км. Для его воплощения в жизнь необходимо 46 км автомобильных подъездов и 13 км железнодорожных.
Мостовой переход при выборе Еникальского варианта (от мыса Синягино к косе Чушка) будет самым коротким – 5,7 км. Около 5 км составит протяженность железнодорожных подъездных путей и 46 км – автомобильных.
Длина перехода Тузлинского варианта (в створе мыса Ак-Бурун – коса Тузла) составит 11,7 км, автомобильных подъездных путей – 38 км, а железнодорожных – 36 км.
Когда все началось
Принято считать, что одним их первых, кому пришла в голову идея строительства моста через Керченский пролив в начале 1943 года, был личный архитектор Адольфа Гитлера – Альберт Шпеер. Однако это не совсем так. Как указывается в книге «100 великих тайн Третьего рейха», намного раньше, еще в начале XX века, мост через Керченский пролив собиралась построить Британская империя. Руководители этого государства планировали, что мост станет одним из звеньев железнодорожного сообщения между Лондоном и Дели – самым большими городом подвластной британцам Индии.
Однако ни англичанам, ни немцам так и не удалось реализовать свои планы. Первые смогли только проложить по дну пролива телефонный кабель, а вторые – подготовить строительные материалы.
В конце 1990-х годов идею строительства моста поддержал мэр Москвы Юрий Лужков. Было создано открытое акционерное общество «Керченский мост» с участием российских и украинских партнеров. Тогда были собраны десятки предложений и проектов будущего моста. Самый дорогой проект оценивался в $900 млн, а самый дешевый – в $232 млн. Но дальше составления смет в реализации проекта так и не продвинулись.
Еще в начале XX века мост через Керченский пролив собиралась построить Британская империя
В 2000-х годах интерес к строительству моста возобновлялся несколько раз, но только в апреле 2010 года была достигнута базовая договоренность между президентом Украины Виктором Януковичем и президентом России Дмитрием Медведевым во время подписания «харьковских соглашений». Тогда Янукович заявил, что мост между Кавказом и Керчью «желательно построить к 2012 году». Однако Медведев уточнил, что поскольку мост – это высокотехнологичное сооружение, то реалистичнее выглядят сроки сдачи в эксплуатацию к Олимпиаде в Сочи 2014 года. Была создана рабочая группа с участием российских и украинских специалистов, которая провела пять рабочих встреч. Последняя из них состоялась осенью 2011 года, и после этого в реализации проекта наступила двухлетняя пауза.
Зачем нужен мост?
Проект позволит развить инфраструктуру всего Черноморского региона. «Это будет сверхсовременное сооружение. В конце года ждем получения ТЭО и в следующем году перейдем к реализации следующего этапа проекта», – сказано в заявлении замминистра транспорта России Олега Белозерова, размещенного на сайте российского Минтранса. Эксперт транспортного рынка Александр Кава говорит, что строительство Керченского моста – самый лучший инвестиционный проект среди тех, которые реализовывались в Украине за последние пять лет. «Выгод от реализации этого проекта действительно очень много», – уверен он.
После ввода моста в эксплуатацию значительно увеличится приток в Украину туристов из России, считает министр курортов и туризма Автономной республики Крым Александр Лиев. По его данным, ежегодно Крым посещает около 6 млн отдыхающих, из которых 4 млн чел. – украинцы, а 1,4 млн чел. – россияне. Лиев уверяет, что сегодня многих туристов отпугивает необходимость добираться в Крым на пароме, который курсирует всего дважды в день. Можно объехать переправу, но это расстояние составляет около 450 км, т.е. шесть-семь часов в пути. Переход позволит увеличить пропускную способность по сравнению с нынешней в четыре раза – до 1 млн человек в год.
Еще одно преимущество моста – увеличение транспортного потока через Крым. Сейчас перевозчики вынуждены перемещать грузы вдоль побережья Азовского моря, что приводит к дополнительным временным затратам, говорит Александр Кава. «Наверняка, свои выгоды в этом есть, но все зависит от стоимости топлива и проезда. Если цена будет такой же, как на европейских тоннелях – от 5 до 15 евро, то она вполне посильна. Если плата будет исчисляться, исходя из километража и грузоподъемности автомобиля, каждый будет решать для себя», – говорит частный перевозчик Роман Мыджин.
Директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий считает, что взимать плату за проезд по мосту вполне допустимо, поскольку это общепринятая мировая практика. «Иногда в мире взимается плата за проезд подобными мостами. Ничего необычного в этом нет», – говорит он. По его мнению, чтобы окупить строительство моста, плата за проезд должна будет находиться на уровне нынешних цен за переправу на пароме (по данным «Керченской паромной переправы», для грузового транспорта она составляет от 539 грн.).
Источник: Forbes