Очнувшись от долгой спячки, народные депутаты в конце прошлой недели вернулись к конкретной законотворческой деятельности, которая сейчас крайне необходима экономике страны.
1. Помощь работающему бизнесу в реструктуризации долгов
Принятый в первом чтении законопроект №3555 “О финансовой реструктуризации” призван урегулировать порядок реструктуризации долгов работающего бизнеса перед банками и выполнить обязательства Украины по меморандуму с МВФ. За него проголосовали 229 народных депутатов.
Разработанный механизм предполагает, что для каждого кредитора будет создан кредитный комитет. В рамках его работы кредиторы будут оценивать риски и решать, как каждый из них может пойти навстречу должнику. Комитет, например, будет способен списать до 20% долга, дофинансировать предприятие, ввести дополнительных членов его совета, чтобы усилить менеджмент. Для того, чтобы прийти к решению, комитету предоставляется три месяца. Если за это время проблема задолженности не будет решена, запускается процедура банкротства.
Пойти на переговоры о пересмотре условий погашения задолженности смогут не все должники
Документом предлагается также особый режим при налогообложении отдельных операций, связанных с проведением процедуры реструктуризации и защиты от признания сделок недействительными.
Пойти на переговоры о пересмотре условий погашения задолженности смогут не все должники. По оценкам, их 30-40% от общего числа тех, кто сейчас имеет проблемы с платежеспособностью. Эксперты оценивают общую сумму задолженности компаний, которые попадут под действие предложенного в законопроекте механизма, на уровне около 200 млрд грн.
Потенциально подобная реструктуризация может не только спасти корпоративный сектор и сохранить рабочие места, но и оздоровить банковскую систему страны. Сейчас многие кредиты просто отнесены к категории проблемных или безнадежных, под них банки обязаны формировать резервы, изымая из оборота средства и фиксируя убытки.
Предполагается определить срок действия закона “О финансовой реструктуризации” в течение трех лет.
2. Поддержка угольщиков
Существенная часть угольного потенциала Украины сейчас потеряна из-за оккупации части Донбасса, но и без этого проблем в отрасли хватало. Поэтому в госбюджете-2016 на реструктуризацию угольной отрасли было выделено 654,8 млн грн финансирования. Первый квартал года прошел, о реструктуризации пока ничего не слышно, поэтому Верховная Рада перераспределила эти средства, направив 250 млн грн на государственную поддержку угольной отрасли (т. е. фактически на дотации) и 100 млн грн – на достройку шахты №10 “Нововолынская”. За соответствующий законопроект №3813 в первом чтении проголосовало 280 депутатов.
Поддержать работающие шахты необходимо, но целесообразность достройки шахты в нынешних условиях вызывает сомнения. Спикер парламента Владимир Гройсман во время принятия законопроекта сообщил, что на достройку шахты необходимо 14 месяцев при условии непрерывного финансирования. Но еще 9 февраля этого года министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин говорил, что считает необходимым законсервировать “Нововолынскую”, строящуюся уже 27 лет, до нахождения инвестора. По его словам, для завершения строительства шахты необходимо 1,5 млрд грн. “Денег там закопано очень много”, – отметил министр (согласно данным Кабмина, на 1.01.2013 г. государство вложило в шахту 1,08 млрд грн). В феврале прошлого года он же говорил, что шахту можно запустить через 6-9 месяцев при условии надлежащего финансирования, наличия воли политических элит и желания местных советов. А в декабре того же года сообщил, что для достройки нужно 500 млн грн. В госбюджете прошлого года на достройку “Нововолынской” было предусмотрено 200 млн грн, но фактически выделено 145,8 млн грн.
Шахта № 10 расположена в 10 км от города Нововолынска во Львовско-Волынском угольном бассейне. Это единственная в Украине шахта-новостройка, финансирование строительства которой осуществляется за счет средств госбюджета. Работы по ее сооружению были начаты в 1989 г. Сообщалось, что на 2013 г. строительство, якобы, достигло 87% эксплуатационной готовности.
Согласно проекту, шахта должна производить 900 тыс. т угля газовой группы в год. Ее запасы угля оцениваются в 37 млн т, таким образом ее эксплуатация может продолжаться около 40 лет.
3. Новые рамки для страхового рынка
Отрасль страхования сейчас строит свою работу на основе закона, который был принят еще в 2001 г. и, по словам участников рынка, не отвечает современным условиям. Новый законопроект №1797-1 “О страховании” был принят за основу голосами 242 депутатов.
Предполагается введение нового порядка регистрации страховых компаний, классификации отрасли и видов страхования в соответствии с рекомендацией совета ЕС, введение пруденциального надзора (т.е. системы нормативов, позволяющих оценивать и управлять рисками, возникающими в результате деятельности финансовой организации), установление условий платежеспособности страховиков и требований к собственникам компаний.
4. Надежда на возрождение потребительского кредитования
Депутаты приняли за основу доработанный проект закона №2456-д “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования защиты прав потребителей финансовых услуг”. “За” проголосовали 226 депутатов (если бы было хотя бы на голос меньше, то законопроект считался бы отклоненным).
Авторы документа считают, что в нем учтены европейские директивы и практики по потребительскому кредитованию. Говорится, что он идет в комплексе с законопроектом №2455 “О потребительском кредитовании”, который был принят в первом чтении в декабре прошлого года и уже готов к рассмотрению во втором чтении.
Потребитель получит право в течение 14 дней вернуть финансовую услугу, даже если он, например, уже приобрел в кредит товар
Законопроект № 2456-д направлен прежде всего на устранение пробелов и несогласованностей в системе нормативно-правового обеспечения защиты прав потребителей. Такие недостатки в настоящее время вызывают неодинаковое применение судами правовых норм. Также, в частности, предусмотрено усиление ответственности финансовых компаний и организаций за не предоставление, не своевременное или не полное предоставление информации об услугах, их стоимости и условиях, а также за недостоверность рекламы финансовых услуг и одностороннее внесение изменений в заключенные договора. Предполагается, что потребитель получит право в течение 14 дней вернуть финансовую услугу, даже если он, например, уже приобрел в кредит товар.
Национальный банк в специальном заявлении приветствовал принятие Верховной Радой законопроекта за основу. Банк считает, что он будет способствовать укреплению доверия между участниками финансовых операций. НБУ в свою очередь уже работает над программой повышения финансовой осведомленности граждан.
5. Стимулирование официальной самозанятости на селе
Верховная Рада окончательно приняла законопроект №1599, предусматривающий возможность регистрации личных крестьянских хозяйств, желающих продавать свою продукцию, в качестве семейных фермерских хозяйств с приобретением статуса юридического лица или физического лица – предпринимателя. “За” проголосовали 262 народных депутата.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что население Украины в личных хозяйствах производит около 85% овощей в стране, 80% молока, 75% мяса крупного рогатого скота и 60% – свиней и т. д. При этом не сформированы надлежащие каналы сбыта произведенной населением продукции, из-за чего производители теряют существенную часть потенциального дохода.
По мнению авторов законопроекта, с приобретением официального статуса крестьянские хозяйства будут более мотивированными стать полноценными участниками аграрного рынка. В частности, они получат все льготы, которыми сейчас обладают сельскохозяйственные предприятия, социальную защиту членов таких хозяйств и др. В свою очередь, это уменьшит теневую составляющую рынка и увеличит поступления в бюджет (в том числе и потому, что крестьянским хозяйствам придется уплачивать больше налогов).
6. Сдерживание экспорта лома черных металлов
В первом чтении принят законопроект №3868, предполагающий временное, сроком на три года, установление экспортной пошлины на отходы и лом черных металлов на уровне 35 евро за 1 т (сейчас 10 евро). В качестве некоей компенсации предлагается на этот период приостановить обязательную государственную регистрацию контрактов на экспорт металлолома (своеобразное квотирование). Решение поддержали 245 депутатов.
Борьба за величину пошлины идет давно. Металлурги хотят установить ее как можно выше, вплоть доя запретительной, т.к. лома остро не хватает на внутреннем рынке. Его же заготовители лома напоминают о принципе свободы предпринимательской деятельности.
Минэкономразвития и торговли считает, что экспортные карточки нужно отменить навсегда, а пошлину повысить, но не более чем до 25 евро. В случае ее повышения до 35 евро снизится заготовка металлолома, и в перспективе при восстановлении работы металлургической отрасли объемы заготовки лома не смогут удовлетворить потребности предприятий на внутреннем рынке.
Так что величина пошлины будет, скорее всего, скорректирована при подготовке законопроекта ко второму чтению.
7. Подготовка к развитию рынков капитала
Верховная Рада 237 голосами приняла за основу законопроект №3498 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении регулируемых рынков и деривативов)”. Он предусматривает урегулирование взаимоотношений, связанных с биржевыми и внебиржевыми деривативами путем определения самого понятия “деривативы” и формирования их классификации.
В международной практике производным финансовым инструментом (деривативом) называется договор (контракт), по которому стороны получают право или берут обязательство выполнить некоторые действия в отношении базового актива. Упрощая, можно сказать, что фактически дериватив – это ценная бумага на ценную бумагу. Считается, что чрезмерное увлечение деривативами стало главной причиной финансового кризиса, начавшегося в 2007-2008 гг. в США. Но без этого инструмента современные рынки капитала уже не могут работать эффективно.
Предполагаются внедрение института квалифицированных инвесторов
Поддержанным законопроектом урегулируются вопросы формирования инфраструктуры, необходимой для функционирования в Украине рынка деривативов (предусматривается создание торгового репозитория и центрального контрагента, которые должны функционировать в соответствии с европейскими стандартами). Также предполагаются внедрение института квалифицированных инвесторов и унификация подходов к регулированию деятельности различных бирж путем внедрения института оператора рынка (лицо, имеющее лицензию на организацию торговли активами на соответствующем рынке).
Кроме того, депутаты в первом чтении поддержали сопутствующие законопроекты №3516 “О внесении изменения в Таможенный кодекс Украины (в отношении регулируемых рынков и деривативов)” (235 голосов), №3500 “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов)” (229 голосов) и №3499 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно регулируемых рынков и деривативов)” (233 голоса). Данные проекты носят в основном технический характер: вводят новые понятия, переименовывают законы и организации и т. п.
Цель же всех этих изменений – создание предпосылок для повышения эффективности и функциональности рынков капитала и других регулируемых рынков в Украине.
Источник: Сегодня
Подготовила Анна Лапенко