"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Украина без помощи МВФ: что будет с курсом, ценами и пенсиями

Ровно восемь месяцев, как Украина не получает помощь МВФ. При этом эксперты не исключают, что безденежье затянется, ведь в феврале глава МВФ Кристин Лагард своим решением заморозила очередной транш. Причиной стал недостаточный темп реформ, которые проводит наше правительство. И в условиях не только экономического, но и политического кризиса это может быть не последний внешний кредитор, который отказывается финансово помогать нашей стране, зачастую в таких вопросах именно Международный валютный фонд задает тон. Опять же, 1 млрд долларов, которые нам на прошлой неделе пообещали в США “придут” только в случае выхода страны из политкризиса, а этот процесс движется не слишком быстро…

Экономисты отмечают: в условиях вялого восстановления отечественной экономики и отсутствия внутренних сильных факторов для экономического роста отказ помогать нам деньгами в первую очередь приведет к падению курса гривны и росту инфляции. Есть риски и для военно-промышленного комплекса, и даже для зарплат и пенсий: их могут заморозить. “Сегодня” разобралась, что ждет украинцев без чужих денег.

Гривна: замрет и упадет

Первым в группе риска эксперты в один голос называют курс гривны: в случае, если внешние кредиторы прекратят финансово помогать украинской экономике, нашу валюту ожидает стремительное падение. По мнению ведущего эксперта информационно-аналитического центра ForexClub в Украине Андрея Шевчишина, первое время девальвированная гривна может выступить даже своеобразным уровнем защиты от нежелательного импорта: он просто не сможет конкурировать на наших рынках. То есть те импортные товары, у которых есть отечественный аналог, перестанут быть востребованными населением и будут заменены на более дешевые украинские. “Но у нас есть критический импорт, от которого мы отказаться никак не можем: газ, бензин, лекарства. Поэтому на каком-то этапе все же будет резкое падение гривны. Сейчас очень трудно спрогнозировать курс, потому что очень трудно представить, что поголовно все наши финансовые партнеры отказались помогать. Кроме того, в таком случае включатся психологические и спекулятивные факторы: люди побегут в обменники покупать валюту или продавать ее. Можно предположить, что курс обвалится до уровня 33—35 грн за один доллар”, — рассказал он в разговоре с нами.

После этой отметки экономист прогнозирует небольшую остановку нацвалюты: она, по его словам, начнет активно заменять доллар в потребительском секторе, “разогревать” покупку населением валюты и вызовет очередной виток роста цен. “А вот тут уже все будет идти к тому, что гривня очень плавно будет снижаться. До какого уровня, сказать пока нельзя — это зависит о того, насколько глубоко нацвалюта проникнет на места”, — добавил Шевчишин.

Инфляция: снежным комом по товарам

Экономисты предупреждают: если западные партнеры откажутся кредитовать Украину, на эту новость снежным комом будет реагировать и инфляция. При этом, по прогнозам Шевчишина, украинцы могут в таком случае смело ждать довольно резких колебаний стоимости: “В инфляционные тенденции сразу будут закладываться очень высокие цены на товары. И не только отечественные, но также импорт и импортные составляющие, которые Украина использует, например, в машиностроении. В первую очередь нам нужно будет ждать роста стоимости бензина, а это отразится и на всех последующих товарах — около 5% их цены приходится именно на транспортную составляющую. Снежным комом эти вещи начнут друг друга подпитывать и выходить на новый уровень. Курс будет тянуть инфляцию, а она — курс”, — поделился соображениями аналитик.

По словам специалистов, в таком случае уровень инфляции может достичь 30%, а крайне негативный сценарий подарит стране целых 43%. Аналитик МЦПИ Александр Жолудь согласен, что в первую очередь подскочат цены на горюче-смазочные материалы (бензин, дизель и т. д.), а за ними последуют и остальные товары (импортные лекарства, техника, запчасти): “Изменение курса всего на 1% будет поднимать инфляцию на четверть процента”.

Оборона: деньги и техника

Экономисты напоминают: сейчас Украина тратит солидные суммы на военно-промышленный комплекс и оборонную сферу, а потому без внешнего вливания средств в экономику страны эти отрасли могут забуксовать. Напомним, в 2016 году на нужды Минобороны выделено около 55,5 млрд грн. Шевчишин говорит, что с учетом “апатичного” восстановления украинской экономики таким большим затратам просто необходима внешняя подпитка. Потому, по мнению специалистов, изменения в кредитных отношениях могут отразиться и на “оборонке”.

Похожую позицию высказывает и Жолудь. “Если Украина полностью останется без контактов с внешними партнерами, то вопрос денег для военной промышленности не единственный. Нужно понимать, что на военную отрасль идут не только серьезные финсредства, но и техническая помощь, которую оказывают нам страны НАТО. И если мы говорим о обрыве всех финансовых отношений, то может быть серьезной проблемой не столько финансовая часть, сколько часть обмена опытом и техникой”, — предупреждает экономист. Однако директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин успокаивает: расходы Минобороны, даже в случае отказа в кредитах и программах, ввиду ситуации на Донбассе урезать вряд ли будут.

Эксперты: учимся жить на свои

И все же, несмотря на продолжающиеся политические трудности, большинство экспертов сомневается, что Украина может остаться полностью без кредитной помощи. По словам главного эксперта Совета предпринимателей Кабмина Андрея Забловского, полной отмены кредитования не случится по одной простой причине: в Украину уже слишком много вложено. “Но даже если так произойдет, это не самая большая трагедия: нам нужно будет научиться более эффективно использовать те средства, которые у нас уже есть. Ну и, тем более, пока наши золотовалютные резервы позволяют выдержать паузу, которая может продлиться до полугода”, — объяснил он “Сегодня” (по данным НБУ, сейчас резервы составляют $13 млрд).

Аналитик агентства MPP Consulting Павел Мельник отмечает: отказ кредитовать нашу страну уже ни на что не повлияет. “Парадокс в том, что у нас сейчас не настолько высокий уровень потребности во внешнем финансировании. В прошлом году нам нужны были кредиты из-за того, что из страны вывозилось денег больше, чем завозилось. А сейчас товарное сальдо стало положительным: импорт из России прекратился, а экспорт у нас не упал: аграрии выручают. Плюс высокий уровень экспорта услуг — особенно IT-сферы. Так что приток денег в страну достаточный”, — уверяет он. Экономист также скептически настроен в вопросе роста курса валют: по его словам, сегодня доллар “уперся в свой верхний предел”. “Дошли до 27,5 за доллар — и увидели, что под таким курсом никто не работает. Экспортеры хотят, но импортеры сказали — до свидания! Сейчас мы видим тренд на 25,5—26 грн/$. Возможно, к маю месяцу получим курс 25,5”, — говорит он.

Пенсии: без паники

Что касается зарплат, пенсий и других социальных выплат, то экономисты успокаивают — даже если кредиты нам отменят, пока беспокоиться не о чем. Александр Жолудь сомневается, что это приведет к их сокращению или задержке. Но в случае проблем их заморозят на каком-то уровне и больше не будут повышать. При этом проблему нельзя будет решить ростом налогов: “Любое повышение налогов и сборов ведет к тому, что бизнес будет пытаться их не платить и уходить в тень или закрываться”. Юрчишин, в целом соглашаясь с тем, что прямого влияния внешних кредитов на социальные показатели в нашей стране нет, обращает внимание, что те деньги, которые идут на обслуживание внешних долгов, могли бы использоваться и в соцпрограммах. Соответственно, если за счет бюджета гасить долговые обязательства, меньше денег остается на социалку. “А средства Европейского банка реконструкции и развития, которые кредитуют только бизнес, непосредственно в бюджет не идут. Эти деньги нацелены на укрепление бизнеса, его рост, а значит, и увеличение отчислений в казну. Этот фактор безусловно может улучшить наши социальные показатели”, — подытожил эксперт.

Подготовила Анна Лапенко