Украина. Экономика вышла в нулевую зону
Украина собирает больше налогов, чем говорит оппозиция, но это может оказаться временным явлением.
Уверения украинской оппозиции о резком падении собираемости налогов неверны, заявили в министерстве налогов и сборов страны. Однако нет дыма без огня: оказалось, что падение собираемости и доходов бюджета в целом все-таки наблюдается. А предприниматели запада Украины уже демонстративно заявили об отказе платить некоторые налоги в казну государства.
В январе 2014 года Украина собрала в шесть раз меньше налогов, чем планировала. С таким заявлением еще в субботу выступил один из лидеров украинской оппозиции Юрий Луценко. «Докладываю, план налоговой Украины за январь составлял 50 млрд гривен. Извините, 30 млрд гривен. Собрали 5 млрд. По состоянию на прошлую неделю – 5 млрд», – заявил Луценко в эфире «Эха Москвы».
Официальных данных налоговых поступлений в украинский бюджет за январь нет, поэтому директор аналитической группы Da Vinci AG (Украина) Анатолий Баронин относит подобное заявление Луценко к политическим заявлениям оппозиции, далеким от реальной экономики.
Цифры, озвученные Луценко, действительно оказались надуманными. По крайней мере официально в министерстве налогов и сборов Украины отметили, что на 29 января 2014 года в бюджет всех уровней уже поступило в общей сложности 24,3 млрд гривен. Из них 12,9 млрд гривен в виде налогов, сборов и таможенных платежей, плюс 11,4 млрд гривен единого социального взноса было направлено в социальные фонды.
При этом в министерстве не подтверждают, что в январе планировалось собрать 30 млрд гривен. «У министерства доходов и сборов Украины отсутствуют подобные планы. Поступления в государственный и сводный бюджеты Украины соответствуют макроэкономическим показателям Украины, а также результатам борьбы с теневой экономикой», – отметили в пресс-службе украинского налогового ведомства.
Правда, в министерстве указывают, что основные поступления в бюджет приходятся на последние дни месяца, поэтому окончательные результаты поступлений за январь этого года будут известны не ранее 5 февраля 2014 года. Так что цифра сборов может оказаться даже больше.
В любом случае даже собранные 24,3 млрд гривен – это плохой показатель собираемости налогов для страны, указывают эксперты. «Через бюджет собирается порядка 40% ВВП Украины. Это значит, что в среднем в месяц налоговые поступления должны быть при консервативном сценарии на уровне около 5 млрд долларов, а собрали в итоге менее 3 млрд», – говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера (Киев) Олег Устенко.
Как указывает Баронин, по итогам 2013 года Украина впервые с 2009 года наблюдает тенденцию падения доходов госбюджета. По официальным данным, доходы госбюджета за прошлый год сократились на 7 млрд гривен – с 346 млрд до 339,2 млрд.
Баронин считает, что ключевыми факторами снижения сбора налогов не являются события на Майдане, политическая нестабильность пока что не оказала влияния на экономическую ситуацию. По его словам, негативные тренды все те же: негативная конъюнктура на внешних рынках и схлопывание окон заимствований.
Однако Олег Устенко из Фонда Блейзера указывает, что причины низких налоговых поступлений в бюджет кроются не только в фундаментальных факторах, но и в политическом противостоянии на Украине.
В числе фундаментальных факторов – замедление экономического роста. «Экономика Украины начала показывать рост в четвертом квартале 2013 года, но он не смог компенсировать падение, которое было по трем предыдущим кварталам. По предварительной информации правительства Украины, украинская экономика вышла в нулевую зону. Бюджет на этот год предусматривает уровень экономического роста в пределах 3%. Но в январе экономика не показывала еще такой рост», – отмечает Олег Устенко.
Второй фактор, влияющий на падение налоговых поступлений, – это проблемы с реализацией экспортной продукции. «Экспортные рынки возрождаются, но делают это постепенно и плавно. РФ и ЕС обеспечивают суммарно больше половины украинского экспорта и четверть украинского ВВП. По году РФ должна вырасти на уровне 2%, а ЕС – 1,5%. Но это не означает, что эти экспортные рынки должны были полностью возродиться в январе этого года, экономики этих стран не растут так быстро, как хотелось бы», – отмечает экономист.
«Очевидно, что из-за политического противостояния простаивают многие предприятия на Западной Украине. Это не основные производители украинского ВВП, в основном речь идет о среднем и малом бизнесе. Но это явно не играет в плюс экономике. Я уже не говорю о том, что сложно собирать налоги, когда на западе страны захватывают областные администрации», – отмечает Олег Устенко.
«Я не исключаю, что предприниматели на Западной Украине, которые должны были заплатить налоги, скорее всего, их не платили. Как сейчас можно влиять на Львовскую, Тернопольскую или Ивано-Франковскую область?!» – говорит эксперт.
На недобор средств в государственную казну влияет то, что политическая нестабильность явно не позволяет выходить украинской экономике из тени. «Порядка половины украинского ВВП находится в тени. Доля тех, кто прячется от налогов, могла возрасти на фоне декабрьских и январских событий в стране», – считает Олег Устенко. Однако более серьезная проблема, по его мнению, кроется даже не в этом. «Такая политическая нестабильность не стимулирует предпринимателей – украинский бизнес и украинские компании – инвестировать в модернизацию и свое будущее развитие. В итоге более глобальные проблемы оказываются отсроченными по времени», – отмечает украинский экономист.
По его словам, налоговое давление всегда зашкаливало на Украине, однако как в этих условиях будут функционировать бюджет и экономика страны, непонятно. Если такими же темпами собирать налоги и дальше, то дефицит бюджета Украины будет существенным, отмечает он.
И если в январе еще пока не отмечается шестикратного падения налоговых поступлений, как говорит оппозиция, то в феврале это политическое заявление может стать реальностью. В понедельник предприниматели Львовской области во главе с местным комитетом предприятий официально заявили, что прекращают платить некоторые налоги, пока не будет сформировано «Правительство национального доверия».
«Мы не отказываемся платить единый социальный взнос в Пенсионный фонд, из которого начисляют социальные выплаты. Также мы будем платить все налоги в местный бюджет. Но приостанавливаем уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Именно из этих денег содержат «Беркут» и администрацию президента», – сказал глава Комитета предпринимателей Львовщины Роман Зафийовский.
По его словам, он не знает, сколько предпринимателей Львовской области платят эти налоги, но 40% госбюджета, по его словам, формируется именно из налога на прибыль и на добавленную стоимость, передает «Украинская правда».
Более того, митингующие намерены призвать всех предпринимателей области и Украины поддержать эту акцию. Об этом заявил владелец ООО «Тротолла» Ярослав Рущишин. «Мы не можем, с одной стороны, финансировать Майдан, а с другой – содержать «Беркут», который стреляет по людям. Если предприниматели не могут поехать в Киев, чтобы поддержать митингующих, то, по крайней мере, могут не содержать силовиков», – сказал он.
Предприниматели Львовской области заявили, что готовы даже терпеть штрафы от налоговиков, которые положены по закону за неуплату указанных налогов до 20-го числа каждого месяца.
По словам Устенко, налог на прибыль не приносит существенных доходов в казну, наиболее доходными являются непрямые налоги, а также налог на добавленную стоимость (его тоже не хотят платить львовские предприниматели).
«Даже если они будут платить взносы в Пенсионный фонд, он все равно не сможет нормально функционировать. Пенсионный фонд Украины дефицитный и дотируется из госбюджета», – говорит Олег Устенко. То есть если снизить поступления от налогов в бюджет, это непосредственно отразится и на возможностях бюджета платить пенсии населению. «Я уже не говорю о расходах на здравоохранение и образование и т. д. и в целом о нормальном функционировании расходной части бюджета», – говорит экономист. Устенко отмечает, что расшатывание связей регионов с госбюджетом – это традиционная ситуация для стран в период политических кризисов. Он считает, что Украина могла бы воспользоваться опытом Латинской Америки для сглаживания этой проблемы.
«Во многих странах Латинской Америки, например, Мексика или Аргентина – хорошие примеры, когда были подобного рода политические кризисы, шли на то, что часть полномочий по сбору доходов одновременно с полномочиями по формированию этого бюджета передавали из центрального бюджета на местный уровень», – говорит Олег Устенко. Иными словами, регион не отдает часть собранных налогов в центр, а оставляет себе и отказывается требовать от центра бюджетных средств, например, на финансирование программ по медицине или образованию.
«Такая политика в Латинской Америке помогла получить своего рода политическую стабильность, во-вторых, дала возможность снизить затраты центрального бюджета. У центрального правительства становится меньше головной боли, а у регионов – больше понимания своей значимости», – отмечает экономист. «Возможно, это могло бы быть своего рода разрешением ситуации на Украине», – считает Устенко.
Источник: Взгляд. Фото: Зеркало недели