Украина. Как на АЗС не нарваться на «бодягу»
«Чтобы не сталкиваться с некачественной продукцией, заправляйтесь на крупных сетевых заправках», — сказал исполняющий обязанности начальника управления рыночного надзора Госинспекции по защите прав потребителей Николай Дмитриев, сообщает Интерфакс-Украина.
Он сообщил, что в 2012 году и первой половине 2013 года Госинспекция проверяла качество нефтепродуктов. Среднестатистический показатель свидетельствует о том, что не соответствует качеству топливо на мелких брендовых заправках — 25-35% из 100%. А более крупные хозяйственные субъекты — крупные брендовые сетевые заправки — как правило, таких эксцессов не допускают.
Николай Дмитриев также сообщил, что за указанный период, по результатам проверки нефтепродуктов Госинспекции, были случаи изъятия топлива, запрет импорта крупных партий топлива и вынуждения субъектов хозяйства утилизировать некачественное топливо.
По данным экспертов, львиная доля фальсификата, продаваемого на украинских АЗС, произведена внутри страны, а не импортирована.
«Это — внутренняя проблема Украины», — сказал директор энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко. При этом эксперт отметил: сейчас в Украине «поднята „волна“, что фальсификат ввозится из-за границы».
«На самом деле — это прикрытие, чтобы определенным компаниям создать в Украине комфортные условия. Можно сказать с уверенностью, что на 99% весь фальсификат производится у нас, внутри страны», — заявил Владимир Омельченко.
Как ранее рассказал в интервью Inpress.ua эксперт по нефтяному рынку Леонид Косянчук, профильные госорганы просто не успевают контролировать качество топлива в необходимых масштабах. Это может сделать сам гражданин, обратившись в Государственную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей, но и этот путь может оказаться долгим и утомительным.
По словам эксперта, согласно действующему законодательству, функция контроля качества топлива в Украине вменена Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей, взамен «почившего в Бозе» в результате недавней административной реформы Госпотребстандарта.
При этом и «первый» и «второй» уполномоченный государственный орган исполнительной власти финансируется по остаточному признаку (т. е. никак). Соответственно, в таком же масштабе осуществляются и достаточно затратные проверки качества. Особенно если учесть, что количество точек розничной продажи моторных топлив (АЗС) в Украине более 7,5 тыс. единиц.
Кроме того, как отмечает Леонид Косянчук, украинцы и сами могут проверить топливо на качество. «Чисто теоретически любой гражданин Украины может самостоятельно обратиться в одну из сертифицированных лабораторий по проверке качества моторных топлив и узнать, что на самом деле находится в бензобаке его автомобиля. Гораздо труднее ему будет доказать, из какой именно АЗС оно попало в его бензобак», — говорит эксперт.
По его словам, более правильным, но и более длительным процессом (с тем же сомнительным эффектом) видится путь через соответствующее обращение в Государственную инспекцию по защите прав потребителей с жалобой на конкретную АЗС, с обязательным приложением официального заключения профильной СТО о причинах повреждения двигателя автомобиля из-за некачественного топлива.
Иногда при малейшем подозрении на качество топлива намного проще и более действенно будет немедленно обратиться к руководству той же АЗС. Если у Вас на руках есть чек, давность которого не более суток, решить вопрос можно на месте. Никто не заинтересован в развитии скандала.
«Любые другие самостоятельные действия потребителя по защите своих прав могут быть классифицированы как уголовное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.356 Уголовного кодекса Украины или, в лучшем случае, ч.2 ст.23 Гражданского кодекса Украины», — резюмирует Леонид Косянчук.
Как ранее сообщалось, было проведено тестирование качества топлива, в результате которого выяснилось, что каждый третий литр бензина, реализуемый на украинских АЗС, не соответствует действующим стандартам качества. Такие результаты были получены по итогам исследования горюче-смазочных материалов и технических жидкостей проб бензина, отобранных автомобилистами на десяти ведущих АЗС.
«Проверка дала неутешительные результаты: качество бензина в Украине значительно хуже качества бензина в Европе. Как минимум, 30% продаваемого в стране бензина не соответствует ни старым украинским стандартам, ни тем более стандартам Евро-4 и Евро-5», — отмечает президент «Киевского автомобильного клуба» Максим Головин.
По его словам, октановое число и детонационная стойкость трех из десяти проб не соответствуют заявленным показателям. По четырем из десяти проб выявлено несоответствие фракционного содержания и высокий разрыв между начальной и конечной температурой кипения. Абсолютно все отобранные пробы были ненадлежащего цвета и плотности.
По мнению руководителя «Киевского автоклуба», а также отраслевых экспертов, государству необходимо обеспечить контроль качества топлива на АЗС. Это не только защитит автомобили от поломок, но и позволит существенно увеличить поступление акцизного сбора в госбюджет.
Ранее сообщалось, что Миндоходов собирается контролировать качество топлива на границе, а налоговым агентом выступит соответствующая АЗС. Впрочем, для Гостаможслужбы, входящей в состав Миндоходов, контроль качества топлива является несвойственной функцией. Ведомство располагает лишь одной стационарной лабораторией по проверке качества топлива в Киеве. Отбор Гостаможслужбой проб в 2012 году привел к долговременным простоям эшелонов с качественными импортными нефтепродуктами.
Следует отметить, что ранее этот вопрос затронул и министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, который отметил, что его ведомство также намерено разработать программу тестирования горючего на АЗС.
Более подробно о ситуации на украинском рынке нефтепродуктов читайте в интервью «Украинским АЗС выгодно продавать фальсификат, но делают это не все».
Источник: Inpress.ua