В конце прошлого года диабетики Черновицкой области остались без таблеток для понижения уровня глюкозы в крови. Эти препараты закупают за счёт местных бюджетов. Но в самых бедных районах области их запас исчерпался, чего не скрывают даже в Минздраве. Девальвация гривны взвинтила цены и привела к резкому снижению закупок препаратов за государственные средства.
По данным компании “Морион”, за 2014 год закупочные цены на импортные лекарства выросли на 90%. Отечественные препараты подорожали на 38%. Для сравнения: в 2013 году цены на лекарства в среднем увеличились на 12%.
Последствия падения курса гривны ощутили как фармацевты, так и их пациенты. В прошлом году в денежном эквиваленте (в долларовом) рынок сократился на 19%, а в натуральном (упаковках) — на 12%. Объём продаж лекарств в натуральном выражении снизился впервые за последние 8 лет. “Мы дошли до критичного минимума потребления лекарств”, — считает экс-председатель Госслужбы по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции Владимир Курпита.
Если сравнить список самых продаваемых препаратов в Украине и США, становится очевидным, что украинцы предпочитают лекарства, лишь снимающие симптомы распространённых недугов, а не устраняющие их причины. Дальнейшее подорожание неминуемо приведёт к переходу украинцев на самые дешёвые из доступных лекарств. Эффективность таких препаратов зачастую сомнительна.
Особенности национального подорожания
Плохая новость для постоянных клиентов аптек: пик подорожания лекарств ещё не пройден. Помимо девальвации гривны — даже в отечественных лекарствах импортная составляющая достигает 70% — у ключевых игроков рынка существенно возросли другие риски.
“В условиях кризиса трудно угадать с курсом, уменьшаются отсрочки платежей, некоторые сети вынуждены переходить на предоплату, всё это отражается на наценке. Все звенья (производитель, дистрибутор, аптека) вынуждены хеджировать риски”, — поясняет директор консалтинговой компании “Агентство медицинского маркетинга” Юрий Чертков.
Но в подорожании лекарств также прослеживаются сугубо национальные мотивы. По данным компании Proxima Research, за первые четыре месяца 2014-го некоторые препараты от кашля и простуды подорожали более чем на 40%. При этом средства для понижения давления и профилактики тромбов, которые пьют сердечники, прибавили в цене менее чем 20%.
Причина такого разнобоя в подорожании — в госрегулировании. Продаваемые в Украине лекарства можно разделить на две категории — те, цены на которые государство ограничивает, и те, на которые нет.
Ещё в 2012 году Минздрав запустил пилотный проект по возмещению стоимости препаратов для лечения больных гипертонией. В его рамках был составлен список лекарств с предельным уровнем отпускных цен. Ориентиром служила стоимость данных препаратов в странах Восточной Европы. Средства для сердечников попали в такой список, чем и объясняется относительная стабильность цен на них.
В августе 2014 года перечень препаратов, цены которых регулирует государство, существенно расширили. В него вошли все лекарства, которые медучреждения закупают за бюджетные деньги.
“За незначительное превышение цен аптеки лишают лицензий. Поэтому были оставлены “препараты комфорта”, на которых аптека может зарабатывать. Вот аптеки и завышают цены на препараты, не входящие в этот перечень”, — рассказывает исполнительный директор Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины Светлана Бунина.
Парадокс, но жёсткая конкуренция фармпроизводителей и аптек на украинском рынке приводит не к снижению, а к увеличению цен на ряд лекарств.
Фокус сравнил стоимость самых ходовых препаратов в Украине и в Европе (см. инфографику). Выяснилось, что у нас лекарства стоят дороже, чем в большинстве европейских стран.
“86% украинского фармрынка — розница. Из-за этого на рынке высокая конкуренция. По некоторым позициям до 50 конкурирующих препаратов, — объясняет особенности ценообразования на лекарства вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Евгений Найштетик, ранее работавший в фармконцернах Pfizer и Merck. — Соответственно, на продвижение конкретного бренда тратятся значительные средства. При этом продажи достаточно низки. На таком безумном рынке ни один производитель долгосрочных планов строить не может. В любой момент конкуренты могут подкупить врачей, и те будут назначать препарат вне зависимости от его цены”.
В 2014 году фармацевты потратили на рекламу в Украине около $100 млн, тогда как весь фармрынок в долларовом эквиваленте оценивается в $1,5 млрд.
Большие затраты на продвижение фармбизнес закладывает в себестоимость многих препаратов, то есть они работают с большой наценкой. Это касается и аптек. Украина входит в пятёрку европейских стран по количеству аптек на 100 тыс. населения. При этом оборотов рынка на всех не хватает.
В Украине на одну аптеку приходится 1900 человек. К примеру, в Польше — 3000, в Чехии — 4000. Среднегодовой оборот одной украинской аптеки составляет около 200 млн евро, а польской и чешской — 460 млн и 856 млн евро соответственно.
Но вместо того чтобы бороться за клиента низкими прайсами и тем самым увеличивать объёмы продаж, собственники аптек в Украине пытаются выйти на хорошую рентабельность с помощью высоких цен на лекарства, которые не контролирует государство.
Ещё одна причина высоких цен на медпрепараты на украинском рынке — коррупционный налог. Фармацевты уже давно жалуются, что за регистрацию препаратов в Украине приходится платить очень большое вознаграждение.
Прозрачность регистрации лекарств в Минздраве вызывает много вопросов. Так, пациентские организации уже много лет требуют от чиновников открыть для общественности данные регистрационного досье. В этом документе приводятся доказательства эффективности и безопасности препарата.
В Украине регистрационное досье считается конфиденциальным документом. Это даёт возможность регистрировать препараты с сомнительной эффективностью — например, гомеопатические средства, в составе которых нет ничего кроме чистой воды.
Из-за запутанных бюрократических процедур чиновники имеют возможность отменить регистрацию в Украине практически любого лекарства, чтобы сделать невозможным его участие в тендерных закупках.
Так, на состоявшемся в конце прошлого года тендере Минздрава по закупке лекарств для лечения больных гепатитом С по ценовой логике должен был победить отечественный препарат “Альфапег”.
По утверждению компании-производителя, предложенная цена была на 40% ниже, чем у самого дешёвого из импортных аналогов. Однако Минздрав от закупки отечественного лекарства отказался — чиновники сочли, что требуются дополнительные исследования безопасности и эффективности этого средства.
А по мнению Юрия Черткова, наиболее критический момент в ценообразовании по-украински — господство на фармрынке нескольких крупных дистрибуторов. “После банкротства “Альбы” (один из крупнейших дистрибуторов. — Фокус) “музыку заказывают” всего два дистрибутора, а при таких условиях легко давить и на производителей, и на аптечные сети”, — считает эксперт.
Квиташвили будет снижать цены
Одна из главных задач, которую поставил перед собой новоназначенный министр здравоохранения Александр Квиташвили, — снижение цен на лекарства.
В частности, он уже заявил о намерении заключать договоры о поставках медпрепаратов с Детским фондом ООН (UNICEF), отказаться от необходимости нацио­нальной регистрации препаратов, уже зарегистрированных в странах ЕС и США, и внедрить механизмы параллельного импорта. По словам министра-экспата, после подобных реформ в Грузии цены на лекарства снизились на 20–30%.
Сотрудничество с UNICEF позволит Минздраву существенно снизить затраты на приобретение вакцин и лекарств для лечения социально опасных болезней (СПИД, туберкулёз и т. д.), которые закупаются за государственный счёт.
Так как UNICEF имеет длительные контракты и закупает лекарства в очень больших количествах для всего мира, это подразделение ООН может предложить на “ходовые” позиции цены, в разы меньшие, чем локальные дистрибуторы.
Если Минздрав действительно откажется от необходимости украинской регистрации препаратов, уже зарегистрированных в ЕС или США, это реально снизит цены на лекарства и в рознице.
К примеру, в Евросоюзе не нужно регистрировать новый препарат отдельно в каждой стране. Производитель имеет возможность зарегистрировать новое лекарство сразу для всех членов ЕС.
Если подобную систему введут в Украине, представительства фармконцернов смогут сэкономить на содержании дорогостоящего штата регистраторов и уплаты коррупционного налога.
Европейский опыт поможет успешно бороться и с завышением цен представительствами иностранных компаний, для которых Украина — небольшой рынок сбыта. Маленькие обороты они компенсируют высокими ценами.
В ЕС с подобным явлением успешно справляются благодаря механизму параллельного импорта. Дистрибутор может купить лекарства не только у официального импортёра в своей стране, но и у любого другого субъекта в ЕС, если он предложит более низкую цену, чем официальное представительство.
Владимир Курпита уверен: если бы украинским дистрибуторам разрешили закупать лекарства в странах ЕС и продавать их в нелокализованных упаковках (без нанесения надписей на украинском языке), проблема завышения представительствами цен была бы решена.
Большинство опрошенных Фокусом экспертов фармрынка считают, что единственный действенный способ заставить игроков рынка снизить цены — это реформирование по европейским лекалам системы обеспечения населения лекарствами через институт обязательного медицинского страхования и реимбурсацию, то есть полное или частичное возмещение пациенту затрат на лекарства страховыми или государственными учреждениями.
Реимбурсация в ЕС является основой системы контроля цен на важнейшие препараты. В странах Евросоюза, в отличие от Украины, следят не только за ценой, но и за тем, чтобы больной получал именно те лекарства, которые ему нужны.
В обоих случаях врачи обязаны строго следовать утверждённым протоколам лечения — инструкциям, какие препараты назначать при той или иной болезни.
В Украине такие протоколы тоже существуют, но контроля над назначением препаратов практически нет. Не в последнюю очередь из-за того, что в большинстве случаев лекарства выписывают не на рецептурных бланках, а на обычных бумажках.
“Европейское регулирование учитывает интересы как производителя, ведь бренды, которые попадают в программу реимбурсации, получают гарантированный рынок сбыта, так и социума — производитель платит за своё включение в программу реимбурсации большой скидкой на продукцию, и это логично, потому что в таком случае ему не надо нести маркетинговых затрат”, — объясняет заместитель главы координационного совета общественной организации “Медконтроль” Игорь Щедрин.
В Украине ещё три года назад был запущен реимбурсационный проект по гипертонии, но ощутимых результатов он не дал. Выделенные на возмещение стоимости препаратов средства были израсходованы лишь наполовину.
Из-за введения НДС на лекарства и девальвации гривны у государства образовался долг перед аптеками, и те перестали отоваривать рецепты, подлежащие реимбурсации. От “пилота” пришлось отказаться.
“Если бы государство выступало в роли крупного покупателя медикаментов, оно могло бы вести переговоры с производителями о льготных ценах на лекарства с условием гарантируемого финансирования на значительный период и объём. Вместо этого власть уже много лет безуспешно пытается регулировать цены на продукцию, за которую не платит”, — констатирует партнёр юридической фирмы Marchenko Danevych Борис Даневич.
Провалились и все попытки внедрить обязательное медстрахование. Хотя с 2000 года в Верховной Раде было зарегистрировано более 20 соответствующих законопроектов.
Пока нет реформ — страхуйтесь
Пока реформы только на бумаге, пробовать сэкономить на лекарствах украинцы могут разве что за счёт добровольного медстрахования. За 750–1200 грн в год можно приобрести полис с покрытием в 30–40 тыс. грн.
Этого, по мнению экспертов, достаточно, чтобы решить на базовом уровне 85% проблем со здоровьем. При этом можно быть уверенным, что врач выпишет нужные лекарства, а не те, о которых ему “нашепчет” представитель фармкомпании.
Источник: Фокус