Украина предоставит свою ГТС в распоряжение ЕС и США
Об этом заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан.
«Речь идет о совместной эксплуатации и модернизации в одном пакете», — уточнил он.
По словам Продана, стоимость первого этапа модернизации украинской ГТС оценивается в $ 3‑4 млрд, при этом, возможны разные формы совместной эксплуатации системы, и Украина готова рассматривать предложения от партнеров. В то же время, уточнил он, предложения украинской стороны пока находятся в стадии обсуждения и официальных переговоров еще не проводилось.
22 апреля на встрече с вице-президентом США Джо Байденом премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что украинское правительство готово рассматривать вопрос о совместной с Евро­сою­зом и США эксплуатации и модернизации ГТС.
Заявления о необходимости модернизировать ГТС украинское правительство делает с завидной регулярностью последние несколько лет. Варьируются как участники консорциума по модернизации, так и сумма необходимых для этого средств.
Например, в сентябре 2012 г. тогдашний премьер-министр Николай Азаров, который выступал за модернизацию ГТС в рамках трехстороннего консорциума «Украина-ЕС-Россия», оценивал весь объем работ по модернизации в €4,5 млрд. Нынешнее правительство уже считает, что консорциум должен быть без участия России.
Эксперты скептически оценивают перспективу инвестиций в модернизацию ГТС западными компаниями на данном этапе, поскольку Украина до сих пор не реформировала украинские госкомпании «Нафтогаз Украины» и “Укртрансгаз” в соответствии с требованиями ЕС.
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич привел пример Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), которые еще в начале 2012 г. обещали $308 млн на ремонт газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород». Банки обещали дать деньги при условии, что украинские власти проведут в газовой отрасли реформы, среди которых — реструктуризация НАК «Нафтогаз Украины».
«Ни одно из условий до сих пор не выполнено. Даже если ЕБРР и ЕИБ могут выделить деньги на инфраструктурные проекты, бизнес будет давать деньги только под конкретные гарантии», — отметил Марунич.
С ним согласен и директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. По его мнению, необходимые условия для модернизации ГТС — имплементация в Украине европейского законодательства, которое предусматривает, в частности, и реформу «Нафтогаза», структурным подразделением которого является оператор украинской ГТС компания «Укртрансгаз».
«Госкомпания “Укртрансгаз” в результате этого станет независимым оператором, полностью обеспечит свое финансирование и тогда уже сможет привлечь средства для модернизации», — пояснил эксперт.
По мнению партнера консалтингового агентства RusEnergy Михаила Крутихина, финансовое положение «Нафтогаза» и «Укртрансгаза» сейчас не самое лучшее, чтобы привлекать финансирование: «Чтобы компенсировать вложенные инвестиции, необходима стабилизация их [“Нафтогаза” и “Укртрансгаза”] финансового состояния. В нынешних условиях я не знаю компании, которая бы решилась на вложения в модернизацию ГТС».
Если в необходимости реформ госкомпаний ради привлечения денег эксперты солидарны, то в вопросе участия России в будущем проекте их мнения расходятся.
По мнению Дмитрия Марунича, в ситуации, когда Россия декларирует снижение транзита газа через Украину, и никто не может прогнозировать его объемы, говорить о финансировании модернизации ГТС западными компаниями и называть стоимость модернизации нет смысла.
«Если непонятны параметры работы ГТС, совершенно абсурдным является прогнозирование цены модернизации. Эта цифра должна быть жестко привязана к объемам транзита, поскольку за счет платы за транзит будет обеспечиваться возврат вложенных средств», — пояснил эксперт.
При этом Дмитрий Марунич считает непрагматичной позицию украинского правительства — исключить Россию из консорциума по модернизации ГТС.
«Если не будет России в консорциуме, кто будет гарантировать транзит? Логика Кучмы, Шредера и Путина, которые в 2001 г. строили планы создания трехстороннего консорциума, была в том, чтобы в него вошли владелец газа, крупнейший потребитель и транзитер», — напомнил он.
В то же время Владимир Омельченко считает, что украинскому правительству нужно действовать без оглядки на позицию России.
«У России проблема с “Южным потоком”: европарламент проголосовал против этого проекта, и у России не будет другого пути, как поставлять газ в Европу через Украину», — сказал он.