Украинцам сбывают некачественные товары
Больше всего граждан тревожит вопрос защиты их прав в непродовольственной сфере. На эту статью пришлось около 60% обращений. Об этом UBR.ua рассказал глава Госпродпотребслужбы Владимир Лапа.
В каждой второй жалобе люди возмущаются отказами в обмене купленного им товара или возврате денег за него. Особенно часто о такой проблеме заявляют те, кто соблазнились покупками в интернет-магазинах.
Часто жалуются также на качество и безопасность пищевых продуктов — на долю таких обращений приходится около 12%.
Как рассказала UBR.ua зампредседателя ОО «Общественный контроль защиты прав потребителей» Ольга Котехова, в «зоне риска» чаще всего оказываются молочная продукция и колбасы (там выявляют запрещенные добавки). В тоже время, с «просрочкой» маркеты уже научились бороться, и она встречается не так часто, как раньше. Но вот с весом производители до сих пор «химичат».
Есть в нашей рознице и проблема нарушения условий хранения, в частности, грязные холодильники, но все зависит от конкретной торговой сети.
Жалобы на рынки подтверждают и в Госпродпотребслужбе.
«Граждане обращаются по поводу нелегальной выездной сезонной торговли овощами и фруктами на тротуарах возле жилых домов, магазинов. Такие «сигналы» поступали, в частности, из Киева, Кривого Рога, Новой Каховки. Но этот вопрос не относится к нашей компетенции, поэтому данные жалобы направлены на рассмотрение в местные государственные администрации», — сообщил Владимир Лапа.
Помимо прочего, сейчас стало «модно» выпускать и подделки: заменять натуральное сырье ненатуральным или добавлять запрещенные добавки, указывать на маркировке не все составляющие и при этом вводить в заблуждение потребителей надписями: натуральное, по ДСТУ, «эко» и пр.
Самое главное, натуральность продукции фактически никто не проверяет — у государства на проведение таких исследований нет денег. Даже школьную форму и ту подделывают: вместо требуемых законодательством 50% шерсти в составе ткани шьют из 100% полиэстера.
Еще одна группа жалоб — на загрязнение окружающей среды. Они поступают сезонно и чаще всего касаются загрязнений воздуха, водоемов и почвы при обработке сельхозугодий агрохимикатами.
Чтобы найти управу на недобросовестных производителей или продавцов, эксперты советуют подавать жалобы — они могут быть как устными, так и письменными: на личном приеме или по телефону через контактные центры и «горячие линии» (все обращения записываются (регистрируются) должностным лицом).
Те, у кого мало времени, могут отправить электронное письмо (цифровая подпись при отправке такого обращения не требуется).
К обращению стоит также приложить чек или квитанцию, который удостоверяет факт купли-продажи (возврата) товара, предоставление услуги, с отметкой о дате продажи, напечатанный и зарегистрированный в установленном порядке регистратором расчетных операций или заполненный вручную.
Подготовила Татьяна Адамович