Украинцы могут остаться без горячей воды этим летом
Отечественные коммунальщики пугают граждан: мол, летом не будет горячей воды, а зимой — тепла. И поясняют: причина кроется в юридических тонкостях заключения договоров на второй квартал 2016 г. о поставках природного газа для производства тепловой энергии.
Предприятия теплокоммунэнерго (ТКЭ) утверждают, что не могут заключить новые контракты с НАК “Нафтогаз”, а это автоматически влечет за собой закупку газа по более высоким — “штрафным” — ценам. Это заставляет компании ТКЭ копить долги и в конечном итоге грозит вообще остановить их работу, если не вмешается Нацкомиссия по регулированию в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Договора зависли
Юридическая коллизия была спровоцирована последними законодательными новшествами. Закон “О рынке природного газа” позволил ТКЭ заключать договора с любым из функционирующих на рынке 13 поставщиков голубого топлива.
Но если речь идет о поставке газа для производства тепла и горячей воды населению НАК “Нафтогаз” остается единственным поставщиком со специальными обязательствами.
То есть, сохраняет свое монопольное положение (постановление КМУ №217 от 18 июня 2014 года). При этом плата от населения поступает на спецсчета, с которых распределяется между ТКЭ и НАК “Нафтогаз” по определенному алгоритму.
“С 1 апреля 2016 года практически ни у одного предприятия теплокоммунэнерго не заключен договор на поставки газа. Причина в том, что НАК “Нафтогаз” навязывает контракты, в которых не предусмотрен порядок предоставления лимитов газа поставщикам, как того требует законодательство”, — утверждает финансовый директор ПАО “Киевэнерго” Татьяна Грязнова. Ее слова подтверждают представители “Львовтеплоэнерго” и запорожского концерна “Городские тепловые сети”.
Фактически компании не понимают, по какой цене и в каких объемах они будут покупать газ с 1 по 30 апреля, если НАК “Нафтогаз” так и не сможет выделить каждому предприятию лимит или как его теперь принято называть в официальных документах — номинацию.
“Лимит не выделен, а предприятие продолжает потреблять. Надо давать горячую воду людям. Но без номинации закупочная цена газа будет на 20% выше обычной. Теперь надо подписать новый договор, а его не подписывают. Отбор газа без договора по закону автоматически увеличивает тариф в два раза — на 100% от рыночной цены в 7 тыс. грн. за 1 тыс. куб. м”, — рассказал UBR.ua замдиректора по экономическим вопросам львовского городского коммунального предприятия “Львовтеплоэнерго” Богдан Каминский.
В результате газ, который для нужд населения поставляется примерно по 3 тыс. грн за 1 тыс. кубометров будет стоить компаниям тепловой генерации впятеро дороже — 15 тыс. грн за тысячу кубов.
И это при том, что примерно 80% вырабатываемого тепла идет на нужды жилого сектора, где тариф регулируется государством.
“С одной стороны, есть свободный рынок газа, а с другой — регулируемый рынок поставки тепла и горячей воды. В Киеве свыше 80% потребителей тепла – это население”, — поясняет Татьяна Грязнова.
То есть, просто переложить расходы на потребителей не получится, равно как и перекрыть эти суммы за счет поступлений от бюджетных организаций и коммерческого сектора.
К сожалению, на момент подготовки публикации позицию НАК “Нафтогаз” по этому вопросу узнать не удалось. “Комментарии мы предоставим в ближайшие дни”, — пообещали UBR.ua в пресс-службе компании.
Как найти компромисс
Компании ТКЭ выступают за обоюдную ответственность сторон, участвующих в договоре. “Дополнительные соглашения по продлению контрактов прописывают ответственность только одной стороны — ТКЭ за взятый газ. У нас нет информации, дали нам лимит или нет. А ведь от этого зависит размер платы за газ. Монополист не хочет оговаривать свои обязанности”, — говорит Богдан Каминский.
И предлагает, например, чтобы НАК “Нафтогаз” также платил штраф за то, что вовремя не дал номинацию. Ведь обратиться к другим поставщикам компаниям мешает льготная цена на газ для населения, которую дает только этот специальный поставщик.
Сейчас, так как компании отказываются подписывать предложенные НАК “Нафтогаз” договора на второй квартал, тот, в свою очередь, не подписывает договора о прохождении дотаций по льготам и субсидиям для малоимущих.
“Киевэнерго” еще 22 марта подало такой договор на 139 млн грн. Это дополнительная задолженность потребителей за тепло, а не ТКЭ за газ”, — заметила Татьяна Грязнова.
По словам замдиректора концерна “Городские тепловые сети” (г. Запорожье) Ларисы Рыжиченко, аналогичная ситуация во всех регионах.
“Нафтогаз” предложил ТКЭ признать долги по субсидиям и дотациям государства, которые не были получены. Фактически он вынуждает ТКЭ взять на себя долг государства по субсидиям и еще оплатить штрафные санкции за него. Конечно, мы отказались”, — объяснила она.
Представители ассоциаций “Укртеплокоммунэнерго”, “Укртеплоэлектроцентраль” и “Ассоциации городов Украины”, надеются при помощи регулятора уладить договорные отношения с НАКом до конца апреля.
Справка UBR.ua:
По данным Киевэнерго, долги за отопление по состоянию на 1 апреля 2016г составили 2,7 млрд. грн., из них 1,133 млрд грн. задолжало население. ТКЭ должны за газ НАКу 1,135 млрд грн. Потребители позднее оплачивают свои долги, но в момент расчета за потребленный газ ТКЭ сталкиваются с нехваткой оборотных средств. “За три месяца 2016 года из оборота “Киевэнерго” было выведено свыше 317 млн грн”, — сообщила Татьяна Грязнова. В результате компании ТКЭ накапливают свои долги перед поставщиком голубого топлива. А дополнительные штрафы только усугубляют положение. Соответственно, если есть долг перед НАК, подписать договор с другим поставщиком можно, но рассчитаться будет нечем.
Источник: UBR
Подготовила Анна Лапенко