Скорее всего, однако, Москва сочтет сумму завышенной, Киеву придется согласиться на более скромную цифру, отмечают эксперты газеты.
Как заявил в понедельник министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, компания Baker Tilly завершила оценку газотранспортной системы Украины. Сколько она стоит, министр не уточнил, пообещав, что цифра станет публичной после принятия закона о приватизации НАК «Нафтогаз Украины»: «Цифра есть. Закон примем и потом озвучим».
Ранее именно Ставицкий первым среди украинских чиновников заявил, что Украина может уступить контроль над ГТС Газпрому: «Трудно говорить за все правительство, но я считаю, что можно продать более половины газотранспортной системы, если это будет выгодно государству. В ЕС есть страны, где государству принадлежит менее 50% акций ГТС, и это не создает проблем», – заявлял министр. Правда, он подчеркнул, что в этом случае нужны гарантии того, что права государства как миноритарного акционера будут защищены законом.
Официально в минэнерго, Нафтогазе и Газпроме стоимость украинской ГТС не комментируют. Наталья Полянская из Baker Tilly сообщила, что Нафтогаз запретил компании комментировать результаты: «Эта цифра должна быть использована в ходе переговоров с Россией по вопросу создания совместного предприятия. Мы предлагаем, чтобы с украинской стороны в уставный фонд СП была внесена ГТС с ПХГ. Российская же сторона в обмен на 50-процентную долю в предприятии может предоставить нам скидку в размере 12–15 млрд. долларов и гарантировать загрузку трубы. Это позволит нам четыре года получать российский газ по цене 260 долларов за тысячу кубометров».
Напомним, что украинская ГТС уже дважды оценивалась: в 2007 году – в 24,8 млрд долларов, а в 2009-м – в 9,9 млрд.
«Предыдущие оценки были намного меньше, но они не учитывали множества важных факторов, таких, например, как стоимость осуществления аналогичных трубопроводных проектов в Европе сегодня», – пояснил расхождения с нынешними цифрами источник в Нафтогазе. По его словам, предыдущие оценки делались, исходя из начальных капиталовложений в ГТС за вычетом износа. А нынешняя учитывает маржинальную прибыль, которую способна генерировать ГТС, ее значение для снабжения Европы газом и стоимость аналогичных конкурирующих проектов.