«Укрзалiзницю» поставили на правительственные рельсы
В среду на заседании Кабмина с докладом о результатах работы в 2016 году и планах на 2017-й выступили глава «Укрзалізниці» Войцех Балчун и руководитель Наблюдательного совета компании Евгений Кравцов. Выступления заранее не анонсировались и поэтому оказались сюрпризом для большинства министров и присутствовавшей на заседании прессы. Оба докладчика весьма оптимистично оценили итоги своей работы и представили весьма амбициозные планы. «Инвестиции в 2017 году в подвижной состав и инфраструктуру мы планируем на уровне 27,5 млрд грн, что в 4,5 раза больше, чем в 2016 году», — отметил Балчун, обращая особое внимание на то, что половину этой суммы потратят на закупку товаров и услуг украинского производства. Также в повестке дня — автоматизация продажи билетов, установление бесплатного Wi-Fi на вокзалах и запуск поездов в Польшу, Болгарию и Австрию. Между тем главным минусом работы «Укрзалізниці», по словам Балчуна, были и остаются постоянный прессинг и саботаж действий руководства компании. Менеджер затруднился назвать фамилии «вредителей», но сообщил, что одних только коррупционных схем в госхолдинге раскрыли на 1 млрд грн. Об этом же сказал и профильный министр — Владимир Омелян. Вот только главным поборником коррупции он назвал самого Балчуна, который, по его мнению, имея опыт в шоу-бизнесе, «занимается все больше музыкой, а не управлением госкомпанией». Омелян назвал все успехи «Укрзалізниці» надуманными и представил толстую папку документов, которые якобы подтверждают сохранение коррупционных схем на железной дороге, бездействие менеджмента и опасения Мининфраструктуры, что ситуация в компании будет только ухудшаться, если не вернуть ее в подчинение министерства.
Публичный спор Омеляна и Балчуна прервал глава правительства. Гройсман призвал передать все материалы о возможных нарушениях для расследования в НАБУ, а также предложил не путать личные мотивы с государственными интересами. Кроме того, Гройсман напомнил, что из двух сторон разразившегося конфликта опыт корпоративной работы в крупных транспортных компаниях имеет именно Балчун, а не министр, который по своим должностным обязанностям должен способствовать развитию железнодорожного госхолдинга и не препятствовать его работе. «Правительство приняло решение (о переподчинении «Укрзалізниці. — УНИАН), и я его подпишу. Я буду поддерживать развитие «Укрзалізниці», буду поддерживать закупку новых вагонов, новых локомотивов, новых сервисов для пассажиров», — поставил точку в этом вопросе Гройсман. Позднее Балчун поблагодарил премьера за позицию и выразил надежду, что все споры уйдут в прошлое. «Мы ожидаем спокойствия. Это позволит стабилизировать ситуацию в компании и реализовать планы реформ. Они очень сложные, они требуют концентрации и глубокого анализа. Все решения, которые мы планируем принимать, станут решениями, определяющими развитие компании на ближайшие 20–30 лет», — сказал Балчун в комментарии УНИАН. Но дождется ли «Укрзалізниця» этого спокойствия, пока вопрос открытый. Омелян продолжает настаивать на необходимости вернуть железнодорожный гигант под крыло Мининфраструктуры.