По мнению экс-министра экономики Украины Виктора Суслова, кризис не прекращался после 2008 года, и украинская экономика постоянно переживает его. «Нынешняя стабильность опирается на стремительное накопление внешних долгов государства и коммерческого сектора, которые занимают постоянно и на крайне невыгодных условиях, под высокие проценты. Если возникнут трудности с получением кредитов, или их поток уменьшится, в Украине начнутся серьезные оползневые явления: девальвация, рост инфляции», – отметил он.
По словам Суслова, торговый баланс за первое полугодие этого года был отрицательным – 7 миллиардов долларов. «То есть за полгода мы ввезли больше товаров, чем экспортировали, а это значит, что мы берем кредиты, чтобы платить за импортные товары», – рассказал экономист. Все эти факторы обостряются политической ситуацией, которая заключается в зависимости Украины от внешних кредиторов.
«Они в определенный момент могут стать оружием для достижения политических целей. Наблюдается явная политическая изоляция: Украина имеет противоречия с руководством Европейского Союза, Госдепартамент США озвучивает негативные политические заявления относительно нее, не удается нормализовать отношения с Россией. Все это работает на сокращение финансирования. Поэтому наше правительство грамотно и правильно действует – активно ищет деньги в Китае», – добавил экономист.
Директор Института трансформации общества Олег Соскин считает, что о приближении кризиса свидетельствует ряд экономических и финансовых показателей: падение ВВП, печать Нацбанком ничем не подкрепленной денежной массы, уменьшение объемов иностранных инвестиций, кризис банковской системы, неутешительное сальдо внешнеторгового баланса Украины с европейскими странами, Китаем, Россией и Белоруссией. «Все экономические показатели – неутешительны. А если к этому добавить еще и усугубление мирового финансового кризиса, в который вовлекаются Китай, Индия и Бразилия, становится понятно, что ситуация будет становиться все сложнее. И мировые процессы ощутимо отразятся на Украине, ведь она – четвертая страна в списке тех, кому грозит дефолт», – добавил знаток.
Бывший первый заместитель министра труда и социальной политики Украины Павел Розенко считает, что показатели медленного роста экономики завышены. «Данные Госкомстата свидетельствуют, что он составил 2%. На мой взгляд, на самом деле рост составил 0,7-1% ВВП. Это означает, что у государства нет ресурсов для обеспечения социальных выплат. При этом власти не сокращают эти расходы, но и берут на себя дополнительные, так называемые социальные инициативы президента», – отметил экономист.
Во-вторых, стабильность гривны достигается за счет сжигания резервов Нацбанка. «Золотовалютные резервы за год сократились на 10 миллиардов гривен: в прошлом году они составляли 39 миллиардов гривен, сегодня – 28 миллиардов. Поэтому есть все признаки того, что внутренний кризис, который охватит Украину, неизбежен», – подытожил знаток.
Председатель Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук Андрей Новак считает, что опасность угрожает национальной денежной единице – гривне. Страна имеет отрицательное внешнеторговое сальдо, растет инфляция, растет государственный долг. О приближении кризиса свидетельствуют и проблемы в реальном секторе экономики. «Украинская экономика самостоятельно производит все меньше товаров и все больше импортирует. Если такая тенденция постоянна (а она стала таковой уже в течение последних четырех-пяти лет), это является предпосылкой не для какого-то одномоментного кризиса, а для очень глубокого экономического кризиса», – подытожил экономист.
По словам экспертов, новый кризис не будет следствием мировых тенденций. Он будет связан с проблемами внутри Украины. Зато новые неприятности будут намного более масштабными, нежели предыдущие. Если кризис 2008 года носил финансовый характер, то сегодня к этому добавится кризис реального сектора экономики, инвестиций производства и национальной валюты. Прямые иностранные портфельные инвестиции за прошлый год составили всего-навсего 500 миллионов долларов, постоянно увеличивается импорт, уменьшаются реальные доходы населения, считают эксперты.
Правительство постарается сделать все, чтобы до 28 октября никаких резких изменений ни курса валют, ни ценовой политики не было. Поэтому самым рискованным периодом будет конец текущего года и первое полугодие следующего. Тогда то и начнется повальная инфляция. «Непростой ситуация станет уже в конце сентября, когда нужно будет оплатить за российский газ около 900 миллионов долларов, а также по 600 миллионов долларов – МВФ за август и сентябрь. Так, с конца сентября будет наблюдаться ухудшение ситуации, а сам кризис развернется в октябре-ноябре», – отметил Олег Соскин.
По словам Виктора Суслова, если Украина вступит в Таможенный Союз, то получит сниженные цены на энергоносители, что значительно поддержит экономику. С ним не согласен Олег Соскин, который заявляет, что старая модель экономики себя исчерпала. «Нужно будет отпускать цены на газ и менять отношения с Россией в газовых вопросах. Это будет драматичной коллизией», – добавил он.
Тем временем украинцы самостоятельно готовятся к началу потрясений. В июле было скуплено валюты на 800 миллионов долларов больше, чем продано. С таким развитием событий согласны и эксперты: дескать, обмен гривны на твердую валюту – это правильный шаг.
Также наблюдается тенденция скупки бытовых товаров, компьютерной техники и других товаров длительного пользования. Пока что украинцы не забирают депозитов, но количество вкладов в гривне сокращается. Вместо этого увеличивается количество вкладов в валюте. «Народ думает, что таким образом сохранит свои средства, не понимая, что если начнется обвал банковской системы, то банки не будут отдавать депозиты ни в гривнах, ни в валюте», – отметил Соскин.
Еще одной ошибкой он назвал печать гривны. По словам специалиста, механизм бездумной печати денег является средством обогащения для олигархата. «Когда гривну ввели 16 лет назад, курс (в отношении доллара) был 1,8, а сейчас – 8,1. Тогда, на конец 1998 года наличности было напечатано лишь 7 миллиардов 150 миллионов гривен. А вот на конец 2000, когда произошла девальвация, гривны уже было напечатано 12,8 миллиарда, хотя ВВП тогда не рос – наоборот, был упадок. Следовательно, никаких оснований печатать гривну не было. Такая же ситуация повторилась в 2008 году во времена Ющенко, Тимошенко и Стельмаха», – отметил он.
Подобные же шаги предпринимает новая власть. Соскин подсчитал, что было допечатано целых 20 млрд гривны. Поэтому в настоящее время бюджет выполняется за счет эмиссии гривны. Об этом свидетельствует то, что за прошедший месяц недостаток бюджета вырос сразу на 10 млрд гривен. «Это означает, что бюджет пуст, а его финансируют за счет печатания гривны», – отметил знаток.
Напомним, недавно премьер-министр Николай Азаров опроверг проведение эмиссии гривны за последние два с половиной года, добавив, что в будущем такого тоже не будет.