"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

В Украине повышаются цены на «автогражданку»

Напомним, совсем недавно – 01 июня 2014 года – тарифы поднялись на 30-40%. Ровно год назад средняя стоимость полиса ОСАГО на легковое транспортное средство (ТС) с объемом двигателя до 1,6 литра зарегистрированное в Киеве составляла около 800 гривен. В апреле этого года цена превысит 1 500 гривен. Основной причиной повышения цен на полисы называют рост курса доллара/евро и связанное с этим удорожание импортных авто и запчастей для них. Выплаты по ДТП растут. Страховщики вынуждены требовать увеличения цен на полисы. Схожие процессы происходят и в соседних странах.

«Автогражданка» в России и Беларуси

В РФ, к примеру, рост цен на ОСАГО еще более значителен. «Автогражданка» северного соседа подорожает с 12 апреля на 40-60%. Средняя цена полиса в Новосибирске (схожем по численности населения с Киевом) составит порядка 1 800 гривен, в Москве – около 2 500. Средняя стоимость белорусской обязательной автостраховки пока держится на уровне 900 гривен, однако система автострахования в РБ является фактически государственной. За счет низких агентских комиссионных (в РФ, например, они в 2014 году достигали 20-25% от стоимости полиса) белорусам удается сдержать рост тарифов.

Опыт Беларуси в сфере ОСАГО весьма интересен. Лимит ответственности страховщиков установлен в стране на уровне 10 000 евро на каждый автомобиль, пострадавший в ДТП. Средняя цена полиса «автогражданки» – 35 евро. Количество автомобилей на 1 000 человек в РБ составляет 282 единицы (данные 2007 года). Для сравнения: в РФ на тысячу жителей приходится 293 автомобиля (2010 год), в Украине – 158 (2011 год). При этом ОСАГО в РБ прибыльно, а украинские и российские страховщики заявляют о росте убыточности.

Некоторые специалисты говорят, что рост отечественных тарифов ОСАГО обусловлен также намеченным на 2015-16 годы введением электронного страхования. Внедрение ОСАГО калькуляторов как основного средства заключения страховых договоров и прочие новации потребуют на начальном этапе дополнительных затрат, которые лягут на плечи рядовых страхователей. Старт ПВУ (прямого урегулирования убытков) по ОСАГО, запланированный на 2016 год, также не обойдется без дополнительных трат.

Интеграция с ЕС невозможна без увеличения лимита ответственности страховщиков «автогражданки», а это нереально без увеличения цены страхового договора. Отметим, что самый дешевый полис ОСАГО продающийся на сайте autobild.de обходится жителям Германии в 16-18 тысяч гривен. GeneraliVersicherungen продает самый дорогой полис за 35 000 гривен. Но и лимиты ответственности по договорам ОСАГО в Европе гораздо выше, чем в Украине – десятки миллионов гривен.

Цены автокаско

Рост автомобильных прайсов сказался в Украине и на стоимости добровольной автостраховки, тариф которой достиг 7-9% от страховой суммы, тогда как в 2010 году не превышал 4-6,5% от цены автомобиля. В 2009 году средняя стоимость полиса каско составляла 5 000 гривен. В 2014 году перевалила за десять тысяч. Средние показатели российского калькулятора каско в 2015 году достигают 16-17 тысяч гривен. В Румынии полис «доброволки» обходится в 17 500 гривен. Почти столько же в Финляндии.

На цену каско в Украине влияет еще один значимый фактор: резкий рост числа угонов автотранспорта. По данным ГАИ МВД Украины, за 10 месяцев 2014 года количество хищений ТС выросло почти в два раза, что не могло не отразиться на убыточности страхового сегмента и тарифах страховщиков. Еще и поэтому показатели калькуляторов каско украинских финансистов столь стремительно выросли.

«Зеленая карта»

Цена «Зеленой карты» в 2015 году в Украине увеличивалась неоднократно. Последнее мартовское повышение прибавило к цене «зеленки» 8,5%. Согласно международной договоренности, стоимость «GreenCard» установлена в евро. Поэтому и коррекция цен в гривнах напрямую связана с курсом национальной валюты. В странах СНГ ситуация аналогична. Например, российский союз автостраховщиков в 2015 году перешел на ежемесячный пересмотр цен по «Грин картам».

Источник: Фокус

Подготовила Елена Друбич