"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

В Украину после подписания ассоциации зайдут крупнейшие лоу-косты Европы

Авиатранспорт: больше рейсов и меньше цена

Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина постепенно присоединяется к общему авиапространству (ОАП), в которое входят все страны — члены ЕС. Сейчас текст Соглашения по ОАП согласовывается, окончательно его могут утвердить в конце 2013 года, и в течение следующего года он вступит в силу. Как объяснили нам в Мининфраструктуры, присоединение к ОАП означает в первую очередь снятие ограничений по назначению рейсов между городами Украины и ЕС. То есть количество рейсов должно увеличиться — наши авиаперевозчики смогут летать в те города, куда еще не летают, а на наш рынок могут зайти крупнейшие бюджетные авиакомпании Европы (лоу-косты).
По здравому разумению это должно привести к падению цен. «Пассажиры выиграют в том, что у них появятся новые маршруты, следствием этого станет усиление конкуренции, и, как результат, понизятся цены на билеты, — считает редактор сайта avianews.com Александр Мироненко. — Плюсы для авиакомпаний: будет снято квотирование на маршрутах, что позволит авиакомпаниям открывать дополнительные рейсы. Для этого не нужно будет выбивать разрешения от наших авиавластей, а нужно будет договариваться сразу с аэропортами о слотах (временных промежутках, когда можно летать). Выиграют и аэропорты: увеличение числа игроков и рейсов выльется в увеличение трафика, что поднимет доходы аэропортов».
Уже сейчас компания Wizz Air Украина рассматривает возможность увеличения количества рейсов из городов Украины (не только из Киева, но и из Львова и Донецка) за границу.
После подписания Соглашения к нам могут зайти крупнейшие европейские лоу-косты. Так, летом этого года Мининфраструктуры провела переговоры лоу-костом easyJet , который рассматривает возможность открытия прямых рейсов в Украину в следующем году. Также начаты переговоры с авиакомпанией Airberlin , которая планирует выполнять рейсы по воздушной линии «Берлин – Киев». Переговоры с авиакомпанией Ryanair (крупнейший лоу-кост) были начаты несколько лет назад на уровне Кабмина. Компания получила поддержку правительства. Сейчас авиакомпания согласовывает коммерческие аспекты обслуживания с соответствующими аэропортами.
С другой стороны, эффект от ОАП не стоит переоценивать.
«Тот же Ryanair часто ставит жесткие условия аэропортам и властям регионов, требуя значительных скидок и бесплатной рекламы в обмен на подвоз туристов, — говорит Александр Мироненко. — Готовы ли наши аэропорты на такое? Из предыдущих заявлений руководства воздушных гаваней ясно, что не совсем. В принципе, лоу-косты могли летать к нам и раньше. Многие летали, но перестали из-за сильной конкуренции и малых объемов рынка. Так что вряд ли рейсов станет намного больше. Это первое. Второе — не стоит ожидать, что подешевеют маршруты внутри Украины. Wizz Air может летать внутри страны, но неоднократно открещивалась от этого, закрыв последний внутренний рейс «Киев – Симферополь» летом этого года в разгар сезона. Lufthansa, Air France или Ryanair тоже не будут летать внутри Украины. Им это неинтересно. Ситуацию может изменить только развитие экономики Украины, рост зарплат населения. Тогда увеличатся объемы перевозок, и внутренними маршрутами заинтересуются лоу-косты со 180-местными самолетами. Пока же летают в основном люди, для которых нет особой разницы: 500 грн или 2000 грн. Если им необходимо лететь, они полетят за любые деньги.
С тем, что существенно количество полетов не увеличится, согласен и первый замглавы Госавиаслужбы Украины Александр Гречко. «Мы, конечно, открыты для всех, но у нас нет такого количества пассажиров. Рынок авиапассажиров в Украине очень маленький. Поэтому резкого увеличения полетов не произойдет», — говорит Гречко.
По его словам, после подписания Соглашения Украина будет обязана в авиаперевозках перейти на общие стандарты с ЕС. «Это коснется всего — прохождения контролей, требований к бортпроводникам, пилотам, самолетам, аэродромам, качеству обслуживания пассажиров. Уровень подготовки специалистов мы будем повышать. Только для бортпроводников это книга на 200 страницах, где ,кроме знания языков, требования как открывать дверь, например. Отдельные требования — к качеству самолетов, салонам. Старых самолетов у нас уже не будет. Кроме того, отдельные требования к терминалам. Сейчас в Украине европейским требованиям соответствуют аэропорт «Борисполь», международные аэропорты во Львове, Харькове, Донецке, Симферополе», — говорит Гречко.

Железные дороги отдадут частникам?

Само по себе Соглашение с ЕС не приведет к быстрым переменам в нашей самой проблемной отрасли транспорта — на железных дорогах. Так, например, не подтвердились упорные слухи о том, что мы должны будем переходить на европейскую ширину колеи (1435 мм). В Мининфраструктуры нам подтвердили, что этого не будет, так как это потребует значительных капиталовложений с перекладыванием всех главных путей протяженностью более 30 тыс. км (стоимость работ — более 120 млрд грн). Кроме того, основной грузооборот в межгосударственном сообщении осуществляется между государствами, где ширина колеи составляет 1520 мм.
Не расширится и железнодорожное сообщение между ЕС и Украиной из-за низкого качества нашего подвижного состава.
«Наши вагоны не ходят в Германию и другие страны ЕС, потому что они не соответствуют евростандартам. Наши маршруты №29, 30 «Киев – Берлин» отменили, они ходят только до Праги, а потом идет сцепка, а наши локомотивы вообще ходят только до границы. Что касается оборудования вагонов — в Европе, например, жесткое требование — обогревать только электричеством, а наши поезда обогревают и дровами, и углем. В обшивке вагонов в Европе не используют быстро воспламеняющийся пластик, например. А у нас он сплошь и рядом, зато подешевле. Обязательно должна быть вытяжка в вагонах, кондиционер. У нас еще есть поезда, где это отсутствует. Особые требования и к проводникам», — говорит член Общественного совета Мининфраструктуры Михаил Харечко.
В то же время стратегический курс на Европу «Укрзализныцю» в стороне не оставит. ЕС уже давно требует от Украины реструктуризировать эту монополию в обмен на кредиты для ее модернизации (иначе не дадут, а, значит, не будет и средств на обновление ваонов). В исполнение этих требований в 2012 году был подготовлен законопроект о создании на базе УЗ акционерной компании «Украинские железные дороги» со 100% госсобственностью. В перспективе пассажирские и грузовые перевозки хотят разделить. Последние отойдут частным компаниям, а пассажирские сделают рентабельными за счет повышение цен. Правда, цены для этого придется поднять…
Впрочем, учитывая болезненность этих шагов, реформы в отрасли — дело неблизкое. Не ближайшего года точно.

Требования к дорогам: даешь транзит!

С автомобильными дорогами история, похожая на железнодорожную, — само по себе Соглашение об ассоциации не выдвигает каких-либо особых требований к украинским дорогам (тем более что отечественные требования к дорожному полотну не уступают по жесткости европейским — другое дело, что они не выполняются).
В то же время интерес к ним у европейцев есть, так как они хотят использовать нашу территорию для транзитов грузов в Евразию. Поэтому ЕС будет подталкивать Украину к решению дорожных проблем и, возможно, даже частично этот процесс профинансирует.
Скорее всего, Евросоюз будет настаивать на существенных изменениях в транспортно-таможенном законодательстве, чтобы упростить транзит грузов. «В середине 2012 года Минтрансом и посольством Франции был запущен проект «Координация и развитие мультимодального транспорта и процессов логистики в Украине», — говорит эксперт по автоперевозкам Богдан Аганин. — Этот проект показал, что основными причинами низкой скорости транзита грузов через Украину (а по нашей территории проходит четыре из шести международных транспортно-логистических коридоров) являются не плохие дороги, а низкая скорость прохождения контрольных процедур на границе, умноженная на завышенную стоимость услуг таможенного брокеража, терминальной обработки. Но самое главное — несмотря на желание идти в Евросоюз у нас отсутствует весь комплекс законодательных актов для регулирования движения транзитных грузов и их экспедирования. Поэтому, кроме усилий на приведение дорог к европейским требованиям, мы должны еще существенно изменить транспортно-таможенное законодательство и упорядочить работу всех вовлеченных служб и организаций».