Вложение в ценные бумаги зарубежных стран поможет сберечь средства будущих пенсионеров — Александр Охрименко
Напомним главные новшества реформы. Для тех, кто получает пенсии три года и более, их пересчитали по-новому: взяли в 2,5 раза более высокую, чем раньше, среднюю по стране зарплату (3764 грн), уменьшили с 1 января 2018 г. «стоимость» каждого отработанного года с 1,35 до 1, увеличили минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию с 15 до 25 лет с постепенным ежегодным ростом на 1 год — до 35 лет (в 2019 г. стаж будет 26 лет, в 2028-м — 35 лет). Те, у кого стажа не хватает, выйдут на пенсию в 63 или 65 лет. С 1 января 2019 г. должны появиться личные накопительные пенссчета, куда работник, не достигший 35 лет, станет в обязательном порядке ежемесячно отчислять 2% заработка с постепенным ростом до 7% в 2024 году. Те, кто старше, могут отчислять проценты с заработка добровольно. В итоге реформы, по данным Пенсионного фонда, из 12 млн пенсионеров прибавку в 100—2000 грн получили 86%. В оставшиеся 14% попали люди, у которых пенсия после перерасчета не изменилась из-за небольшого стажа работы и низкой зарплаты и спецпенсионеры, которым пенсии не пересчитывались. Низкооплачиваемым пенсионерам с большим стажем (35 лет и более) Кабмин обещал надбавки уже в этом году, но пока их нет. А два закона, позволяющие запустить личные накопительные счета, не приняты до сих пор.
Экс-замглавы ПФ Виктор Колбун положительно оценивает перерасчет пенсий и надеется, что с 1 марта 2019 г. заработает автоматическая система ежегодного их увеличения в связи с ростом зарплат (на 20% от средней зарплаты). Первыми перерасчет получат пенсионеры 2014—2017 гг., а к 2021 году — постепенно все пенсионеры. А вот введение накопительных пенсий снова могут перенести, так как Рада не приняла два технических закона, хотя должна была это сделать еще до 1 июля, и когда их примут — неясно. Первый закон — где будут аккумулироваться взносы: в негосударственных пенсфондах или властям нужно будет создать новый государственный. Второй закон расширяет полномочия Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая будет контролировать работу пенсфондов. Пока таких законов нет, накопительная система не заработает. В Раде более года назад зарегистрированы несколько альтернативных законопроектов, но они не рассмотрены.
По мнению специалистов, главная причина того, что введение накопительных пенссчетов тормозится, — не ясно, как сохранить деньги работников в условиях высокой инфляции в Украине, которая составляет 10—14% ежегодно.
«Опыт стран Восточной Европы говорит, что снизить инфляцию помогут аккумулированные «длинные деньги» работников, которые можно вложить в госинвестпроекты, а не занимать средства за рубежом под высокий процент. С годами деньги начнут «прирастать» на уровень инфляции плюс 1—2%», — уверен Виктор Колбун.
А вот экономист Александр Охрименко считает, что сберечь средства будущих пенсионеров сможет только вложение в ценные бумаги зарубежных стран и украинские ОВГЗ, дающие прибыль 15% и выше:
«Но при инфляции даже в 10% риск в длительной перспективе — 30—35 лет — все равно слишком велик».