100-летний юбилей в мажорном ладу
Этому утверждению столько лет, что уже не определить, какая же песня имеется в виду — народная или авторская? Скорее всего, не суть важно, кто ее сочинил, важно, что именно ее знает, любит и, конечно, поет сам народ, совершенно не задумываясь об авторе. Впрочем, об одном из авторов сейчас как раз и хочется вспомнить: не только музыкальная общественность экс-советского пространства, но и без преувеличения все, рожденные в СССР, вспоминают в эти дни 100-летие со дня рождения непревзойденного автора-песенника, композитора Никиты Богословского. К счастью, есть такие вспоминающие и в Харькове…
И все-таки, согласитесь, бывают события в жизни, когда тянет заняться этаким изысканием на манер: а что первично, песня или душа? И что чему дает импульс к появлению, проявлению и т. д.? Если песня народная, тут все понятно — она от его души и для его души, иначе бы просто не появилась. А если авторская? Что нужно вложить автору в песню, чтобы она нравилась всем, чтобы не один десяток лет ее любили и пели? Много. А что сказать об авторе, который написал более 300 песен?! Что для создания такого количества песен жизни не хватит? Правильно. Но композитор Никита Владимирович Богословский, благополучно отметив свое 90-летие, продолжал сочинять четвертую сотню песен… 22 мая маэстро исполнилось бы 100 лет. А один из его дебютов, говорят, состоялся в Харькове.
Он родился в Петербурге в конце мая 1913 года. Занимался у П. Б. Рязанова, М. О. Штейнберга, Х. С. Кушнарева, композиции учился у А. К. Глазунова. Сам композитор о своем детстве и отрочестве сказал так: «Поскольку я родился в 1913 году, то успел много сделать — в 3 года начал с отвращением заниматься музыкой, а в 10 лет с удовольствием учился у Глазунова…».
Итак, с 1930 по 1934 годы Богословский был вольнослушателем Ленинградской консерватории в классе композитора П. Б. Рязанова. Но свободное посещение alma mater не помешало молодому композитору сразу стать настоящим мастером песенного жанра. Его песни к кинофильмам «Спят курганы» («Большая семья», на слова Б. С. Ласкина), «Любимый город» и «Лизавета» («Истребители», на слова Е. А. Долматовского), «Темная ночь» («Два бойца», на слова В. И. Агатова) и «Три года ты мне снилась», а также много, много других — действительно любила и пела вся страна, потому как привлекали они простотой и задушевностью мелодики, теплотой лирического высказывания. При этом у каждой песни своя, порой сложная, история создания (например, мало кто знает, что «Раскинулось море широко» отнюдь не «одесская народная песня», по праву бессменно исполняемая Леонидом Утесовым, а одноименное название музыкальной комедии, написанной очень далеко от моря, — в Ташкенте в 1943 году), но общая счастливая судьба.
Так что неудивительным было внимание к композитору не только рядовых слушателей, но и власти предержащей: в 1968 году он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1983 — народным артистом СССР, с 1965 года — вице-президентом, а с 1978 — президентом общества «СССР–Франция». Но, как признался сам Никита Владимирович, самым дорогим для него стал подарок, полученный в Москве накануне 90-летия, — орден Андрея Первозванного «за огромный вклад в советское и песенное искусство».
Однако не только в песенном, но и в других жанрах музыкального искусства был силен Никита Богословский. Он сочинил оперу «Соль» (по И. Э. Бабелю) и две музыкально-лирические драмы — «Балаганчик» и «Незнакомка» (обе по А. А. Блоку), 12 музыкальных комедий, 8 симфоний, музыку более чем к 80 драматическим спектаклям и 120 кинофильмам. Также Богословский является автором литературных произведений, книг «Тысяча мелочей», «Очевидное, но вероятное», нескольких других — все они, конечно, о музыке и, так сказать, музыкальных приключениях автора. И на этой черте творческого характера композитора хочется остановиться отдельно, тем более что и повод есть, и рассказчиков достаточно. И в Харькове тоже.
Дело в том, что, говорят, премьеру своей симфонической повести «Василий Теркин» Никита Богословский привозил в начале 60‑х в Харьков. Но в музыкальной энциклопедии сказано, что симфония написана в 1950 году, и премьера ее состоялась в Москве. А вот вторую редакцию произведения автор выдал на‑гора в 1969‑м. Вот, возможно, с ней он и приезжал в Харьков, но было это, скорее всего, в конце 60‑х. Однако как бы там ни было, а по сути факт сей в культурной жизни города имел место быть.
Исполняли симфоническую повесть в зале старой филармонии, что была на Сумской около Театральной площади, между магазинами «Тютюн» и «Фрукти. Овочi». В составе симфонического оркестра Харьковской филармонии долго еще работали многие музыканты, которые помнили тот концерт, валторнист Анатолий Борисович Маслов — один из них. А нынешний председатель Харьковской областной организации Национального союза композиторов Украины, преподаватель кафедры композиции Харьковского университета искусств, зав. музыкальной частью Харьковской филармонии, композитор Николай Стецюн был начинающим маэстро, или, как говорили о выпускниках вузов, молодым специалистом. Но молодым по возрасту, а не по уровню подготовки и любви к музыке и всему, что ее касается. Вот он-то и рассказал о концерте Богословского в Харькове со слов уже ушедшего от нас музыканта Маслова. «Помню, в первом отделении концерта был «Василий Теркин», — рассказывал Анатолий Борисович, — а во втором — произведения так называемого легкого жанра, музыка к спектаклям, кинофильмам. Дирижировал, разумеется, автор, и программа была подобрана им же самим, причем, как говорится, с юмором. Вообще, его можно называть не просто композитор Богословский, а композитор-юморист Богословский: юмор, шутки, розыгрыши, казалось, возникали вокруг него сами собой. Он шутил и заводил публику до истерики. С нами, оркестрантами, шутил и со сцены, и во время репетиций и, конечно, во время перерыва. Да так, что мы долго не могли успокоиться: садились за пюпитры, брали в руки инструменты, а играть — никак! Тряслись от хохота, вспоминая его анекдоты… Рассказывал Никита Владимирович, как сам разыгрывал известных музыкантов и как они разыгрывали его. При этом никакой звездности. Невысокого роста, вежливый, смешливый человек был приятен абсолютно всем, с ним у нас в филармонии не было никаких инцидентов, не то, что с другими известными композиторами… А вот песни его, к сожалению, никто на том концерте не пел».
Впрочем, излишнюю стеснительность композитор не приветствовал и сам не проявлял. В подтверждение этой черты творческого характера маэстро-песенника Николай Григорьевич рассказывает еще кое-что, услышанное в разное время от старших коллег: «Наиболее часто специфическим профессиональным розыгрышам подвергалась Богословским публика на черноморских курортах. Со своим приятелем и коллегой, учеником М. Ф. Гнесина, известным советским композитором Сигизмундом Абрамовичем Кацем (песни «Сирень цветет», «Шумел сурово брянский лес», «Заздравная», «Дай руку, товарищ далекий») Никита Владимирович ездил по санаториям и домам отдыха и давал творческие вечера-концерты. В конце концов, оба музыканта назубок выучили репертуар друг друга и вполне могли друг друга же заменить. Поэтому решили времени (и денег!) зря не терять, а, приехав на место, отработать концерты за себя и за товарища. То есть фактически один и тот же репертуар, поделенный пополам, исполнить дважды. Например: в 17.00 один едет в санаторий им. Кирова, а второй — в дом отдыха им. Орджоникидзе и, называясь один собственным именем, а другой — чужим, представляет общую программу. В 19.00 они меняли концертные площадки южных лечебно-оздоровительных учреждений и, называя себя опять же, кто своим, кто — именем коллеги, давали то же представление еще раз. Говорят, в течение вечера в нескольких местах можно было услышать от разных выступающих: «Здравствуйте, я — композитор Сигизмунд Кац!», от чего публика билась в истерике».
Но если розыгрыши благодушной черноморской публики музыкантам-юмористам сходили с рук, то те же шуточки в Донецке чуть не стоили им покоя и доброго имени. Об этом автору этих строк рассказал однажды Левон Оганезов, который по-прежнему много гастролирует, бывая особенно часто в сопредельном государстве Украина, и который много раз встречался с Никитой Владимировичем на съемках различных юмористических программ. В общем, оба композитора выступали в Донецке, применив свою причерноморскую тактику. И все бы ничего. Но один из милицейских начальников, проверив, как организован общественный порядок на одной концертной площадке города, решил проконтролировать его же на другой. И, к своему огромному удивлению, увидел, что под одним и тем же именем выступают два разных человека. Скандал!.. В результате, конечно, обоим пришлось извиняться…
Вообще, смешные истории, происшедшие с самим Богословским, и те, которые он спровоцировал, облетели, можно сказать, весь мир. Вот одна из них.
Однажды Никита Владимирович попросил известнейшего диктора Юрия Борисовича Левитана что-нибудь нарисовать на листке бумаги. На память. Ну, хоть что-нибудь. Тот отпирался, говорил, что никогда в жизни не умел рисовать. «Ну нарисуй хотя бы домик, — настаивал Богословский, — ведь это так просто!» Короче говоря, уговаривал он его, уговаривал, и Левитан сдался. Нарисовал домик, из трубы дымок идет. Такой себе примитивный, детский рисунок. Никита Владимирович взял этот рисунок, вставил в рамку под стекло, повесил у себя дома и с каждым, кто приходил к нему в дом, на что-нибудь спорил, что это подлинный Левитан…
Со временем в разной интерпретации подобные истории-анекдоты постепенно обросли деталями, красочными подробностями и, может быть, некоторые из них уже имеют меньшее отношение к «подлинному Богословскому», чем рисунок Ю. Б. Левитана к И. И. Левитану.
Однако и сейчас он легендарен в своих песнях, своей музыке, своих розыгрышах, как подлинен в своем 100-летнем юбилее, причем легендарен и подлинен неизменно мажорно.