Александр Степко: На месте стоять нельзя!

28.10.2016 07:36   -
Автор:
Но это праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей автотранспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг. Без преданности профессии этих людей и их чувства ответственности за дело невозможна повседневная жизнь города и его жителей.
В развитии
Одним из старейших автотранспортных предприятий Харькова является ООО «Экспресс», которое осуществляет пассажироперевозки по 12 городским маршрутам. Транспортное сообщение Холодногорского района Харькова, включая Залютино и Сортировку, полностью обеспечено автобусами предприятия «Экспресс». Ежедневно на дороги Харькова выезжают 66 автобусов этого предприятия, каждый из которых перевозит за смену порядка 700 горожан. Накануне Дня автомобилиста мы пообщались с директором предприятия Александром Степко.
Кстати, в будущем году ООО «Экспресс» отметит сразу два больших юбилея. В первую очередь, свое 20-летие. И 65 лет с момента основания АТП «Хлебный парк» (теперь ПАО «АТП 16364»), на основе которого впоследствии и был создан нынешний «Экспресс».
Александр Степко проработал в АТП более 40 лет. На его глазах предприятие росло, модернизировалось, перепрофилировалось, расширялось, переживало как трудные, так и успешные периоды. «В былые времена на линию у нас выходили порядка 600 машин, а всего автопарк насчитывал до 700 машин, — вспоминает Александр Иванович. — Ежедневно предприятие перевозило около 420 тонн хлеба, а в праздничные дни и до 610 тонн. Мы обязаны были обеспечить горожанам круглосуточную доставку всегда свежего хлеба».
Сегодня «АТП 16364» насчитывает несколько современных импортных большегрузных автомобилей-фур грузоподьемностью до 20 тонн, которые перевозят всевозможные грузы по всей Украине. Все автомашины предприятия, включая пассажирские автобусы, оснащены видеокамерами и системами GPS-навигации, что позволяет обеспечивать контроль и безопасность перевозок. Активно занимаясь уже пассажирскими перевозками, директор предприятия с не меньшей ответственностью и вниманием подходит к своей работе. «Начинали с 6 маленьких автобусов, которые взяли в кредит. Сейчас в нашем автопарке их гораздо больше. В свое время именно пассажирские перевозки помогли нам сохранить грузовое направление деятельности. Вот так потихоньку и работаем», — отмечает директор.
Может, и потихоньку. Но с каждым годом все лучше. Как говорит Александр Степко, сегодня большой потребности в закупке нового автотранспорта нет: в последнее время купили один небольшой автобус для заказов, а еще раньше для маршрутных автобусов приобрели все необходимые запчасти.
«Все машины у нас на ходу, все в работе. К тому же, мы организовали спецбригаду, которая занимается, по сути, восстановлением машин. Оставляем раму, перебираем двигатель, свариваем новый корпус, красим, перестилаем полы, перешиваем сиденья — и получаем новый автобус. В наше, скажем так, экономически нелегкое время это выходит дешевле, — отмечает Александр Иванович. — Кроме того, активно занялись собственным благоустройством. Так, мы сделали отопление в офисе, в боксе, отремонтировали туалеты. Сейчас ремонтируем смотровую яму».
А еще иногородних водителей предприятия ко Дню автомобилиста ожидает настоящий подарок — открытие общежития на 20 человек, с душем, кухней, удобными кроватями.
«Мы дорожим каждым нашим работником, водителями особенно. Поэтому, чтобы люди не ютились по автобусам, или еще где-то в ожидании смены, и чтобы не нарушать режим труда и отдыха водителей, я принял решение сделать общежитие. Мы выделили просторное помещение, провели ремонт, закупили хорошую мебель. Теперь человек после рейса, отдав автобус на мойку, сможет и сам принять душ, поесть в нормальных условиях, выспаться. Тогда и настроение лучше, и производительность труда выше», — подчеркивает директор.
Кадры
Как уже стало понятно из сказанного выше, к персоналу на предприятии особое отношение. Людей ценят и берегут. Сегодня на предприятии работают около 200 человек: водители, слесари, диспетчеры, контролеры и многие другие, от труда и знаний которых зависит наша с вами безопасность, комфорт. И к подбору кадров, прежде всего водителей, Александр Степко подходит ответственно и требовательно. Потому что мало уметь разбираться в устройстве автобуса, надо быть еще и психологом.
— На нашем предприятии работают семьями, и работают не один десяток лет. Есть и молодежь. Но хороших водителей по-прежнему не хватает. Раньше, чтобы стать водителем автобуса, чтобы тебе доверили возить людей, надо было иметь минимум шесть лет стажа. Сначала три года человек должен был отработать водителем на грузовике. Потом, не имея ни аварий, ни прогулов-замечаний, с рекомендацией начальника, идет на курсы повышать свою квалификацию для того, чтобы получить удостоверение 2‑го класса. Работает еще три года. Потом снова идет на курсы получать уже «1-й класс». И может работать водителем автобуса. Но при этом у него не должно быть никаких ДТП, нарушений, замечаний ни по здоровью, ни в семье, ни по работе. И только тогда, возможно, водителю разрешали возить людей. Раньше все учитывалось: и воспитание, и образование, и навыки, и опыт. Возить пассажиров — это большая ответственность. А сейчас человек приходит устраиваться на работу, имея права с открытыми всеми категориями, но без малейшего опыта. Как его можно взять на работу водителем автобуса, доверить людей? Поэтому мы стараемся сами обучить, стажируем и отправляем, если необходимо, на дополнительную учебу. И мне бывает обидно за свою профессию, потому что как только ни называют водителей автобусов, как только ни клеймят: и воры, и хамы… Но почему-то никто не считается ни с нашими проблемами, ни с тем, что это очень сложная профессия — встать в четыре утра, в пять уже быть на маршруте, и в холод, и в зной, в день перевезти тысячи пассажиров с их разными характерами, настроениями. Ведь мы тоже зарабатываем здесь не золотые горы. В «Экспрессе» есть водители, которые проработали со мной уже более сорока лет, тогда мы начинали на «хлебных» машинах. Они поверили в мое начинание, когда я собрался заниматься пассажирскими перевозками. Это и Юрий Гришко, Анатолий Сичкарь, Александр Зинченко, Владимир Липчанский. Эти люди — наше ядро. Все они задействованы на маршруте № 250 «Южный вокзал — Сортировка». Они до сих пор четко работают, выполняют план, профессионалы, одним словом. Кстати, еще о старых и новых водителях. Каждый год, после новогодних праздников, я устраиваю нашим водителям своего рода переаттестацию и, в частности, требую зачета по знаниям Правил дорожного движения, тем более они меняются постоянно. Так вот, старики сдают все с первого раза, все знают, а молодежь приходится отправлять на второй, а то и третий круг. Показатель!
Цели и задачи
Автобусные перевозки — это одна из самых необходимых и востребованных гражданами социальных услуг, оказываемых совместно частными автоперевозчиками и городской властью.
«Цели и задачи у нас с Департаментом инфраструктуры полностью совпадают. Мы хотим оказывать населению качественную социальную услугу и стараемся это делать», — говорит Александр Иванович.
Вот и пример последнего времени в этом отношении крайне примечателен. Пока из-за такого нужного городу масштабного ремонта дорог в Харькове временно не ходят трамваи на Новоселовку, на Новожаново, Залютино, «Экспресс» не остался в стороне и откликнулся на нужды харьковчан: предприятие на свои маршруты № № 258, 43 пустило дополнительные автобусы. Конечно, инициатива нашла отклик как у пассажиров, так и у властей.
Не остаются без внимания родного перевозчика ветераны и школьники Холодногорского района: свою помощь и поддержку в организации праздничных и других необходимых поездок предприятие оказывает регулярно.
Кстати, вот что рассказал сам Александр Иванович о начале сотрудничества с нашими уважаемыми ветеранами:
— Наше общение с ветеранами началось… с жалоб. Как всегда, кто-то кого-то не понял, возник какой-то конфликт. Поступила жалоба. Я пригласил ветеранов к нам на предприятие. Провел экскурсию, показал наш автопарк, рассказал о работе. Потом мы обсудили сложившуюся ситуацию, решили ее. Все остались довольны. Теперь мы дружим. И всегда откликаемся на просьбы ветеранских организаций. Нам не составляет труда выделить автобус, чтобы свозить их на экскурсии и организовать другие поездки. Ветераны тоже не устают благодарить своего друга, они знают, что Александр Степко всегда поддержит и поможет.
Планы
Планов, конечно, много, но все их Александр Иванович озвучивать не стал — осуществятся, тогда и поговорим. Но основным поделился:
— Сейчас мы собираемся открывать кредитную линию для закупки нового подвижного состава как автобусов, так и грузовиков (мы не забываем и о втором нашем направлении — грузоперевозках). Стоять на месте нельзя. Год пропустишь — потом не догонишь».
Пожелаем Александру Степко и дальше развивать свое предприятие, продолжая оставаться одним из самых успешных и конкурентоспособных на рынке автоперевозок нашего города.