Бюджет выживания

02.10.2017 07:11   -
Автор:
В мероприятии приняли участие народные депутаты Украины, представители городских и поселковых советов, головы объединенных территориальных громад, заместитель директора Департамента бюджета и финансов Харьковского городского совета Галина Даудова, советник по финансовым вопросам президента Ассоциации органов местного самоуправления Харьковской области Галина Пронькина, исполнительный директор Харьковского РО АГУ Виктор Мирошник, консультанты проекта ПУЛЬС.
Открыл заседание Виктор Мирошник, который подчеркнул актуальность темы региональной платформы и акцентировал внимание присутствующих на проблемных вопросах формирования местных бюджетов на 2018 год.
Как сообщила заместитель директора Департамента бюджета и финансов Галина Даудова, объем дополнительных расходов в 2018 году, финансировать которые предлагается из местных бюджетов, составит по Харькову 2,1 млрд грн. При этом финансовый ресурс бюджета города на 2018 год увеличивается только на 0,5 млрд грн за счет роста минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Такая ситуация исключает финансовую самостоятельность местных бюджетов. «В связи с этим предлагается установить размер отчислений налога на доходы физических лиц в местные бюджеты городов областного значения на уровне не менее 85 %. Такое предложение мы неоднократно направляли и в АГУ, и в Министерство финансов, и в парламент», — отметила Г. Даудова и добавила, что в настоящее время Кабинет Министров инициирует дальнейшие изменения бюджетного законодательства, в которых предусмотрено увеличение процента изъятия из местных бюджетов в госбюджет в виде реверсной дотации с 50 % до 80 %. В результате финансовый ресурс бюджета Харькова уменьшится на 153 млн грн, а реверсная дотация составит 408 млн грн (в 2017 году — 193 млн грн). Еще 300 млн грн собственных средств Харьков рискует лишиться в результате передачи на финансирование местными бюджетами установленных законодательством и государством льгот на оплату услуг ЖКХ.
Коллегу поддержала и Галина Пронькина, секретарь Центра развития местного самоуправления, советник президента Ассоциации по финансовым вопросам: «Как мы видим из проекта Бюджета-2018, доходы наших громад возрастут в среднем на 18 %. При этом в государственный бюджет громадами Харьковской области будет уплачено 473 млн грн, а зайдут как дотационные только 253 млн грн. В бюджете на следующий год снова не учтены расходы на материальную базу учреждений образования, на инклюзивное образование, отсутствует субвенция на статьи сферы здравоохранения, в частности на медикаменты, на социально-экономическое развитие и т. д. Все это мы будем уточнять. Среди предложений, которые мы направили от Харьковской области в Верховную Раду, Кабинет Министров, — обеспечение льгот, которые предоставляются согласно Закону Украины и которые ст. 91 Бюджетного кодекса-2018 г. уже отнесены на расходы местных бюджетов. Мы требуем предоставить субвенцию на оплату льгот на жилищно-коммунальные услуги. На все льготы по Харьковской области по предварительным расчетам необходимо 700 млн грн. При невозможности выделения всей суммы мы просим применить формулу софинансирования, когда местный и государственный бюджеты выделяют на эти цели по 50 % средств. До сих пор остается актуальным и нерешенным вопрос по передаче в коммунальную собственность области и Харькова ПТУ и других учреждений образования. Нет ни Постановления Кабмина, ни закона. И отдельно мы будем просить сохранить реверсное отчисление из местных бюджетов в Государственный на уровне 50 % вместо запланированных 80 %. И еще о наболевшем — в Харьковской области проживает 200 тысяч перемещенных лиц, они зарегистрированы в системе здравоохранения как постоянные жители, только вот субвенцию государство для них не предусмотрело. Возможно, сумма кажется неподъемной — 180 млн грн, а возможно, есть другие причины. В Харькове та же проблема с 8000 дергачевцев, которых согласно прошлогоднему Постановлению Верхновной Рады присоединили к Харькову. Под угрозой и закупка инсулина, ведь Бюджетом-2018 для Харьковской области на эти цели заложена субвенция на 38 % меньше прошлогодней — чуть больше 40 млн грн. И это даже меньше, чем в этом году».
Все участники заседания платформы были едины во мнении, что в проектах финансового законодательства на следующий год существует целый ряд проблемных моментов, которые могут иметь значительное негативное влияние на формирование местных бюджетов.

Валерий Писаренко,
народный депутат Украины:
— Я буду просить предусмотреть в Госбюджете-2018 медицинскую субвенцию в размере 270 млн грн на предоставление первичной медицинской помощи населению Харькова. На финансирование отрасли здравоохранения в Госбюджете предусмотрены расходы только на предоставление вторичной, третичной и экстренной медицинской помощи населению.
Расходы на первичную медицинскую помощь, по предложению Министерства здравоохранения Украины, в рамках реформирования системы здравоохранения, выделены в отдельную бюджетную программу «Предоставление первичной медицинской помощи населению». Я считаю, что проведение такого распределения преждевременно, потому что медицинская реформа не принята. Это может привести к недофинансированию в 2018 году коммунальных учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь.

Владимир Мисик,
народный депутат Украины:
— Предложенный КМУ государственный бюджет на 2018 год имеет как положительные, так и проблемные моменты, над которыми нужно работать. Время на доработку проекта есть, и мы совместными усилиями должны максимально учесть отдельные позиции и предложения, которые к нам поступают. Особого внимания требует вопрос поддержки местных бюджетов.
Сегодня участники платформы обратили внимание на проблему списания задолженности местных бюджетов по среднесрочным займам, полученным за счет средств единого казначейского счета на выполнение делегированных государством полномочий, на разбалансированный расчет субвенций для образования и здравоохранения. В поддержке государства нуждаются объединенные территориальные громады. Наша задача все эти вопросы отработать и максимально учесть в итоговом варианте госбюджета-2018.

Вениамин Ситов,
Мерефянский городской голова:
— Мне как представителю Ассоциации ОТГ хотелось бы, чтобы Бюджет-2018 продолжил бюджетную децентрализацию. Основные проблемы всех ОТГ на сегодняшний день — это переданные на места полномочия без передачи финансовых ресурсов. Тратя средства громад на льготы, установленные государством, мы автоматически урезаем бюджеты развития громад. Говорят, что в ходе децентрализации громады получили миллиарды. Это далеко не так, возможно, это цифры в целом по стране. Не давая нам дополнительных средств, в этом году нас уже обязали финансировать льготы по пассажирским перевозкам, связи. Нас постепенно подводят к стадии банкротства. Половину бюджета развития Мерефянской ОТГ мы отдали на погашение расходов на коммунальные расходы и содержание учреждений образования. Это больше 10 млн грн, которые ранее в виде субвенции приходили от государства. Это средства, которые мы могли потратить на ремонт дорог, на ремонт объектов инфраструктуры. Нас сегодня снова вынуждают просить помощи в Киеве, у центральных органов власти. Мы просим помощи у областной администрации. Нарушается основной принцип ОТГ — возможность жить самостоятельно. Реформа децентрализации сегодня может пойти в обратный реверс, и этого нельзя допустить.