Более полувека на ходу, или Поехали с «Экспрессом»!
От телеги до большегруза
В прошлом году ООО «Экспресс» отметило сразу два больших юбилея. В первую очередь, свое 15-летие. Так совпало, что в этот же год исполнилось ровно 60 лет с момента основания АТП «Хлебный парк», на основе которого впоследствии и был создан нынешний «Экспресс». Да-да, так и есть, когда-то это автотранспортное предприятие осуществляло перевозку хлеба по всему Харькову. А в 1998 году, когда хлебная отрасль разделилась между частными предпринимателями, необходимость в едином перевозчике отпала. Тогда же и решено было руководством предприятия вместо доставки хлеба заняться извозом харьковчан.
Сегодня ООО «Экспресс» осуществляет пассажироперевозки по 12 городским маршрутам. Транспортное сообщение Ленинского района Харькова, включая Залютино и Сортировку, полностью обеспечено автобусами предприятия «Экспресс». Ежедневно на дороги Харькова выезжают 70 автобусов этого предприятия, каждый из которых перевозит за смену порядка 1 тыс. горожан.
Привычное утро в автопарке начинается с прохождения автобуса через контрольно-пропускной пункт, где их исправность скрупулезно проверяют контролеры. Причем делается все быстро и качественно, ведь уже в 5 утра водитель должен быть на маршруте.
Активно сотрудничает предприятие с городом, а именно с Департаментом транспорта: любые городские инициативы, проекты всегда находят отклик ООО «Экспресс». Не остаются без внимания родного перевозчика ветераны и школьники Ленинского района: свою помощь и поддержку в организации праздничных и других необходимых поездок предприятие оказывает регулярно.
Надо подчеркнуть, не отказались на АТП и от грузовых перевозок, напротив, сегодня здесь действует еще одно успешное предприятия ОАО «Хлебный автопарк» (ООО «Экспресс» является его дочерним предприятием. — Прим. авт.), даже сохранившее свое историческое название. Интересно, что руководство АТП свято чтит традиции: здесь сохранилась книга приема рабочих и служащих 1952 года, фотоархив и даже старенький автобус, который, кстати, вполне на ходу. В далеком 1948 году, тогда еще «Предприятие гужевого транспорта» перевозило хлеб на санях, телегах, запряженных лошадьми. Сегодня ОАО «Хлебный автопарк» насчитывает несколько современных импортных большегрузных автомобилей-фур грузоподьемностью до 20 тонн, которые перевозят всевозможные грузы по всей Украине. Все автомашины АТП, включая пассажирские автобусы, оснащены видеокамерами и системами GPS-навигации, что позволяет обеспечивать контроль и безопасность перевозок.
Александр Степко проработал в АТП 30 лет. На его глазах предприятие росло, модернизировалось, перепрофилировалось, расширялось, переживало как трудные, так и успешные периоды. «В былые времена на линию у нас выходили порядка 600 машин, а всего автопарк насчитывал до 700 машин, — с ностальгией вспоминает Александр Иванович. — Ежедневно предприятие перевозило около 420 тонн хлеба, а в праздничные дни и до 610 тонн. Мы обязаны были обеспечить горожанам круглосуточную доставку всегда свежего хлеба».
Сегодня, активно занимаясь уже пассажирскими перевозками, директор предприятия с не меньшей ответственностью и вниманием подходит к своей работе. «Начинали с 6 маленьких автобусов, которые взяли в кредит. Сейчас в нашем автопарке уже 80 машин. В свое время именно пассажирские перевозки помогли нам сохранить грузовое направление деятельности. Вот так потихоньку и работаем», — скромно и с улыбкой замечает директор. А между тем предприятия, которыми руководит сегодня Александр Степко, являются одними из успешных и конкурентоспособных на рынке автоперевозок нашего города.
«Отличный руководитель, замечательный коллектив, который выполняет все поставленные им задачи качественно и вовремя», — говорит о предприятии и его директоре начальник ГАИ Дзержинского района Владимир Белодед.
Водитель — психолог человеческих душ
Кадры решают все. Особенно в такой сфере, как пассажирские перевозки. Кому доверить сесть за руль, кто будет отвечать за безопасность и жизнь пассажиров? Кадровому вопросу в автопарке на протяжении всей истории его существования уделялось самое пристальное внимание. Подбор водителей проводится очень жестко. Здесь нужно уметь разбираться не только в устройстве автобуса, но и быть своего рода психологом человеческих душ.
«Я иногда подумываю ввести на предприятии новую должность — психолога, — говорит Александр Иванович. — Прекрасно понимаю своих водителей, которые после 12-часовой смены, 220–270 наезженных километров приходят абсолютно выжатыми и не столько физически, сколько эмоционально. Ведь за смену они перевозят до тысячи человек, самых разных, со своими проблемами и своим настроением. Тем не менее всегда говорю им на планерках: «Ребята, вы работаете в сфере обслуживания, с людьми, которые платят вам деньги. Поэтому будьте корректны, терпимы. Не можете — переходите на грузовые перевозки».
За физическим здоровьем работников АТП пристально следит штатный доктор, который в обязательном порядке осматривает и консультирует каждого водителя перед выходом и после смены.
Сегодня на предприятии работают около 200 человек: водители, слесари, диспетчеры, контролеры и многие другие, от труда и знаний которых зависит наша с вами безопасность, комфорт. Среди них найдется немало таких, чей стаж работы в родном автопарке перевалил за 30 лет.
Григорий Мельник, водитель: «Как работается? Отлично! Если бы по-другому, то уже давно сидел бы дома на пенсии».
«Пришла на предприятие еще девчонкой, 21 год был. И вот, никуда с этого места не сдвинулась. Очень люблю свою работу», — говорит диспетчер Валентина Альбощая.
Немало на предприятии и трудовых династий. У Александра Зинченко почти 40 лет рабочего и водительского стажа. Рассказывает: «Пришел сюда на курсы шоферов и остался. Конечно, пассажиров перевозить намного сложнее, чем хлеб. За столько лет я уже с первого взгляда вижу, что человек собой представляет и что от него ждать. Но это специфика работы, кто-то же должен это делать, хотя и не без своих сложностей. Радует, что коллектив у нас очень хороший, стабильный, дружный. У такого руководителя по-другому и быть не может. Мой младший брат тоже здешний старожил — проработал 32 года. Такая у нас трудовая династия».
Наталья Роговик, завмедпунктом: «Вся моя родня здесь: муж, свекор, брат. Выбор, куда идти работать, у меня был предопределен».
С радостью здесь принимают на работу и молодые кадры. К слову, на предприятии проходят практику студенты Харьковского автодорожного института и автотранспортного техникума. Многие тут и остаются работать уже после окончания учебы. По словам директора Александра Степко к молодым на предприятии особое внимание. «Мы научим, поможем. Если у ребят есть желание, у нас они получат хорошие знания и опыт, будьте уверены», — утверждает Александр Иванович.
Иван Козлов, начальник автоколонны: «Мне это предприятие дало путевку в жизнь. Александр Иванович принял как сына, подсказывал, помогал в трудную минуту. Коллектив очень дружный».
Не иначе как «батько» называют по-доброму в АТП своего директора Александра Степко. Знают, к нему можно прийти с любым вопросом, и рабочим, и личным, и в радости и в горе, — он всегда выслушает, посоветует, поддержит. Это ли не залог успешного активно развивающегося предприятия?!
Суеверный ли водители народ, — интересуемся у директора АТП под конец беседы. «Не знаю, как насчет примет, но то, что ни один новый автобус не вывожу на маршрут неосвященным, это факт, — поясняет Александр Иванович. — Мы всегда приглашаем священника, который проводит необходимый обряд. Вообще, к любому делу, начинанию я привык приступать только с благословения батюшки».
«Харьковские известия» поздравляют всех сотрудников коллектива ОАО «Хлебный автопарк» и ООО «Экспресс» с Днем автомобилиста!
Здоровья, успехов, радости, финансового благополучия и стабильности, благодарных пассажиров!