Большая надежда малой авиации

24.05.2012 00:18   -
Автор:

То изделие, которое демонстрировали потенциальным покупателям на заводском аэродроме, если честно, даже язык не поворачивается назвать успехом авиазавода, в свое время собиравшим по два Ту-134А в месяц, которые в буквальном смысле этого слова облетали все страны и континенты. И не было, наверное, человека, регулярно пользовавшегося ненавязчивым сервисом «Аэрофлота», который бы хоть раз не летал на «Туполеве», до того они были распространены.
Но то было в другой стране и в другое время, когда авиаперевозки были востребованы, были доступны. А Харьковский авиазавод по праву считался одним из лучших серийных предприятий в огромной стране, работать на котором было почетно и престижно.
Сегодня после двадцати лет независимости оказалось, что и самолеты отечественной разработки, и постройки не нужны украинским авиакомпаниям, и заводы их изготовляющие, с трудом сводят концы с концами. Это касается и киевского, и харьковского авиастроительных предприятий. И только благодаря неимоверным усилиям их руководителей, как сказал генеральный директор ХГАПП Анатолий Мялица: «Я хожу по лезвию ножа», заводы не обанкротили, их цеха не переделали в складские помещения и супермаркеты, а территория не отдана под торговые и развлекательные комплексы. За примерами далеко ходить не надо: любой харьковчанин знает, какие из наших заводов простаивают, а какие просто перестали существовать и снесены. И объяснения, что эти предприятия, их многотысячные коллективы многие годы выпускали ненужную продукцию, звучат как-то неубедительно. Разве нельзя было их оснастить новым оборудованием, переориентировать на выпуск современной и востребованной в мире продукции? Получается, что нет, проще закупать импортные товары и продукцию, вливая тем самым украинские деньги в развитие иностранных фирм и предприятий…
Вот такие невеселые мысли в очередной раз навеяла презентация нового самолета нашего авиазавода. Хотя, если совсем быть честным, то все-таки хорошо, что завод параллельно освоил выпуск и такой продукции, ориентированной на свой сегмент рынка. В Европе и в мире такая авиация довольно распространена и стоят такие двухместные самолеты, в зависимости от производителя и технических характеристик, от 30 до 60 тыс. долл. или евро.
Итак, ХАЗ-30 – это одномоторный очень легкий летательный аппарат длиной 6,4 м и с размахом крыльев 9,52 м. На нем установлен поршневой маршевый двигатель Rotax (Австрия). Вес пустого самолета всего 395 кг. Этот «малыш» способен взлетать и садиться даже на грунтовые аэродромы, для взлета и посадки ему вполне хватает 100‑150 метров, то есть опытный пилот с успехом может посадить самолет на харьковскую площадь Свободы и взлететь с нее, не зацепив памятник Ленину и антенны на здании Госпрома. Дальность полета — до 400 км, скорость — до 200 км / час. Расход топлива — менее 20 л в час. Как рассказали на заводе, сейчас специалисты работают над тем, чтобы снизить этот показатель до 15 л, что автоматически увеличит дальность полета. Тогда можно будет без дозаправки долететь, например, до Киева, что сразу же повысит интерес к самолету в бизнес-кругах.
В целом же ХАЗ-30 предназначен для первоначального обучения пилотов в аэроклубах, летных училищ военной и гражданской авиации, а также для использования частными лицами. Самолет можно с успехом применять для патрулирования объектов народного хозяйства. Все это предопределено малым расходом топлива и соответственно невысокой стоимостью часа полета.
На авиазаводе надеются, что спрос на их новый самолет будет. Уже имеется договоренность с несколькими аэроклубами, прицениваются к самолету и в Обществе содействия обороне Украины (бывшем ДОСААФ).
И еще. Понятное дело, что такой легкий летательный аппарат не сможет быть основной продукцией Харьковского авиазавода. Как высказался А. Мялица, ХАЗ-30 будут собирать между работой над основной продукцией предприятия. Опытные специалисты завода, естественно, соберут аппарат качественнее и надежнее, чем это сделали бы энтузиасты-авиаторы в сарае или гараже. Кстати, на авиазаводе уже сделали две машины, еще несколько находятся на различных стадиях сборки.
Ну а что касается основной продукции ХГАПП, то генеральный директор не преминул продемонстрировать и ее. Сейчас заканчивается работа над вторым самолетом Ан-74ТК-200 для Туркменистана. В самое ближайшее время начнутся летные испытания нового борта.
Но обратите внимание, опять самолет делается не для Украины, а по экспортному контракту.
Но это уже проблемы не только ХГАПП, а всего отечественного авиастроения.