Об этом в ходе пресс-конференции 1 ноября сообщил заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры Евгений Водовозов.
Он напомнил, что приблизительно год назад по распоряжению Харьковского городского головы Геннадия Кернеса была создана рабочая группа по подготовке Концепции внедрения в городе единого проездного билета. Итогом работы стала утвержденная исполкомом Харьковского городского совета Концепция. Был проведен инвестиционный конкурс. Появился реальный инвестор — ООО «Финансовая компания «Платежный центр». Параллельно ВР Украины приняла законопроект о едином электронном билете. И работа по внедрению новой системы продолжилась. В качетве примера взяли чешский вариант.
Итак, еticket можно будет приобрести в специальных терминалах и там же пополнять его до 500 грн. На карте уже будет одна зарезервированная поездка (либо в наземном транспорте, либо в метро). Терминалы будут установлены на остановках наземного транспорта и в вестибюлях метро. Кстати, в метро терминалы будут выдавать сдачу, на уличных остановках, в целях безопасности, такой функции не будет.
Директор компании-инвестора Владимир Стариченко сообщил, что для фиксации оплаты на каждом входе в салон трамвая–троллейбуса и (вариативно) турникетах метро будут установлены валидаторы.
«Зашли с картой в троллейбус, подошли к валидатору, поднесли к нему карту — загорится зеленая галочка, номер маршрута, и поездка активирована. Остаток средств на карте не показывается, его можно будет увидеть при пополнении карты», — рассказал он.
Всего по Харькову установят не менее 320 наземных терминалов и более 250 — в метрополитене. Более 200 наземных терминалов уже установлено, работы продолжаются. Кроме того, в наземном транспорте уже можно увидеть крепления под валидаторы.
Также стало известно, что с момента запуска единого электронного билета прежняя карта для оплаты проезда в метро действовать не будет, поскольку вся система будет новой. Если на карте останутся средства, необходимо обратиться в метрополитен, и их вернут.
Евгений Водовозов также отметил, что в переходный период, пока система не заработает бесперебойно, в наземном электротранспорте будут работать и кондукторы, и контролеры. У них по-прежнему можно будет приобрести за наличные разовый билет для проезда в транспорте. В будущем — для усиления контроля над безбилетниками у контролеров будут мобильные валидаторы, с помощью которых можно проверить, оплачен проезд или нет. За неоплату проезда пассажир, естественно, будет оштрафован согласно действующему законодательству.
Льготники не пострадают. Как отметил вице‑мэр, карты для пассажиров льготных категорий будут отличаться по цвету, студенты получат свои eticket также без проблем.
«Все это будет сделано спокойно, не нужно нервничать. В терминале на улице и в метро будут продавать разовый билет и карточку. Вначале можно будет покупать билеты у кондуктора, потом — только в терминале. Наша цель — убрать при оплате наличные, чтобы водитель занимался прямыми обязанностями, чтобы мы понимали, сколько реально ездит пассажиров. Это даст возможность видоизменять маршруты в зависимости от количества людей, которые ими пользуются. Постепенно вся оплата должна перейти в электронный вид», — подчеркнул Евгений Водовозов.
Для решения проблемных вопросов, связанных с пользованием единым электронным билетом, в городе будут работать претензионные центры. В случае возникновения каких-либо проблем харьковчане смогут позвонить на горячую линию, выбрать удобный по расположению центр, приехать туда и решить вопрос.
«Вас по телефону проинструктировали, вы поехали в ближайший центр и урегулировали внештатную ситуацию. Если увидим, что на первом этапе вопросов будет много, будем увеличивать количество центров, и наоборот», — отметил Евгений Водовозов.
В ходе пресс-конференции Владимир Стариченко также сообщил, что позже, примерно с апреля будущего года, харьковчане смогут пополнять eticket и оплачивать проезд с помощью банковской карты системы Visa, еще через некоторое время к системе подключится платежная система MasterСard.
«Благодаря городской власти предварительно заключен партнерский договор с компанией Visa. В рамках реализации этого проекта у пассажиров будет возможность рассчитываться за проезд платежной банковской картой. Но не c 1 декабря, а уже в следующем году. Таких валидаторов будет по два на каждый вестибюль в метро и по одному на остановках. Рассчитываться можно будет картой любого украинского банка, подключенной к электронной платежной системе PayPal, — сообщил Владимир Стариченко.
Вопрос распространения системы eticket на проезд в автобусах рассматривается.