"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Евгений Попович: Выборы — законный инструмент для укрепления правового государства

— Евгений Николаевич, 25 мая состоятся внеочередные выборы Президента Украины. Готов ли город к их проведению, учитывая, что на организацию было отведено не так много времени?
— Подготовка к выборам в городе проходит согласно утвержденному Центральной избирательной комиссией календарному плану. В городе действуют 7 окружных избирательных комиссий на 9 районов города (две комиссии объединяют по два района — Ленинский / Фрунзенский, Октябрьский / Червонозаводский). Сформировано 607 участковых избирательных комиссий, в том числе 63 — специальные, на которых смогут проголосовать более 1 миллиона и 119 тысяч зарегистрированных в Харькове избирателей.
Могу сказать, что в настоящее время все избирательные комиссии имеют необходимые для проведения выборов помещения, которые обеспечены охраной и оснащены техникой.
Что касается списков избирателей, то в каждой администрации района на постоянной основе функционируют отделы ведения Государственного реестра избирателей, куда граждане могут обращаться для уточнения информации о наличии своей фамилии в списках.
— Известно, что правоохранительные органы не вмешиваются в избирательный процесс и только контролируют его законность. Но в этот раз выборы проходят при неспокойной обстановке в стране, — изменилась ли в связи с этим позиция и роль прокуратуры в избирательном процессе?
— Какие бы события ни происходили в стране, в том числе и во время избирательного процесса, задача прокуратуры всегда неизменна — обеспечивать соблюдение законности во всех сферах жизни общества, в том числе и во время выборов. Нынешняя ситуация — не исключение.
Хочу сразу подчеркнуть, что, согласно законодательству, органы прокуратуры не уполномочены осуществлять надзор или же представлять интересы граждан и государства в вопросах соблюдения норм избирательного права. Согласно Закону Украины «О выборах Президента Украины», вся ответственность за организацию и проведение выборов целиком возложена на Центральную избирательную комиссию, а окружные и участковые комиссии должны контролировать соблюдение избирательного законодательства. Ни один правоохранительный орган, и в том числе прокуратура, не имеет права вмешиваться в избирательный процесс. В то же время прямая задача органов прокуратуры — надзирать за тем, чтобы в его ходе не нарушались права и свободы человека.
Согласно законодательству, органы государственной власти, местного самоуправления, а также государственные учреждения обязаны создавать избиркомам необходимые условия для работы. И здесь уже есть наша ответственность — проконтролировать, чтобы эти обязательства были выполнены. Поэтому, если какой-либо орган государственной или местной власти не обеспечивает участковой или окружной комиссии необходимые условия, что может повлечь за собой нарушение права граждан на свободное волеизъявление, прокуратура обязана отреагировать на это после соответствующей информации из окружной комиссии.
— То есть, чтобы наказать нарушителя и исправить ситуацию, в прокуратуру должна обратиться окружная комиссия?
— Да. Если члены участковой или окружной комиссии считают, что в отношении их работы есть какие-либо нарушения со стороны органов власти, например их не обеспечивают необходимой техникой или транспортом, они должны рассмотреть этот вопрос на заседании соответствующей окружной комиссии, а после этого уже обратиться в прокуратуру.
— А если какие-либо препятствия для своего свободного волеизъявления обнаружил избиратель? Может ли он сразу прийти с жалобой к вам?
— В этом случае Закон «О выборах Президента Украины» дает очень четкие указания: все без исключения жалобы, касающиеся избирательного процесса, рассматриваются соответствующими избиркомами или судом. Например, Центральная избирательная комиссия рассматривает жалобы на любые действия или решения окружных комиссий, кроме того, в ее ведении находятся вопросы агитации и контроля над использованием средств из личных фондов кандидатов. Окружные комиссии в свою очередь разбирают жалобы на деятельность участковых комиссий, а также все вопросы относительно проведения выборов на вверенной территории. Что касается участковых избиркомов, то в их компетенции находятся заявления и жалобы по спискам избирателей.
Если при рассмотрении какого-либо заявления соответствующая комиссия считает, что обстоятельства, изложенные в жалобе, требуют проверки правоохранительных органов, тогда в дело включаются прокуратура и милиция.
— Такие случаи в этом году уже были?
— Нет, работа всех окружных комиссий в Харькове организована на должном уровне, и жалоб, которые требовали бы участия прокуратуры, пока к нам не поступало. Все 607 участковых избирательных участков заканчивают последние приготовления к тому, чтобы 25 мая принять своих избирателей, и на данный момент каких-либо препятствий их работе нет.
— В нынешней ситуации для всех харьковчан очень важно, чтобы выборы прошли честно и без нарушений, чтобы каждый избиратель мог проголосовать. Расскажите, что делать человеку, который при проверке списка избирателей не нашел своей фамилии в списке или же его данные указаны с ошибкой?
— Такие вопросы находятся в компетенции участковых, окружных комиссий, органа ведения Госреестра избирателей, а также судов. Избирателю нужно сразу обратиться с жалобой в одно из этих учреждений.
Мало того, такую жалобу об уточнении списков избирателей гражданин может подать не только в отношении себя, но и по другим избирателям тоже.
Если в органы прокуратуры города поступят такие жалобы, гражданам будут даны разъяснения действующего законодательства. Перенаправить такую жалобу в компетентный орган прокуратура не уполномочена, поскольку законом установлено, что гражданин должен лично обратиться в соответствующую комиссию или орган ведения Госреестра избирателей.
Поэтому я настоятельно прошу харьковчан обращаться именно в компетентные органы, помня, что днем подачи жалобы является день фактического получения ее избирательной комиссией. Также следует учесть, что в соответствии с Законом Украины «О выборах Президента Украины» в день голосования изменения в уточненный список избирателей не вносятся.
— А если кто-то попытается «обойти» Закон в день голосования? Я имею в виду такие фальсификации, как голосование по чужому паспорту или же попытки проголосовать дважды.
— Это — уголовное преступление, и такая «изобретательность» для недобросовестных избирателей грозит серьезным наказанием вплоть до ограничения или лишения свободы. Например, за попытки проголосовать более одного раза Уголовный кодекс предусматривает штраф более 5 тыс. грн., до 2 лет исправительных работ или же до 3 лет ограничения свободы.
В целом Уголовный кодекс очень строг к любым нарушениям избирательного процесса. Например, препятствование воле-изъявлению человека или работе избиркома в зависимости от обстоятельств предполагает до 5 лет лишения свободы без права занимать определенные должности в течение нескольких лет. Такая же санкция предусматривается за подделку бюллетеней и других документов. Незаконная передача бюллетеня — до 3 лет лишения свободы, его кража — до 5 лет.
Еще большая ответственность лежит на должностных лицах и членах избиркомов — к ним Закон еще более строг.
Конечно, есть правонарушения, которые преду-сматривают не уголовную, а административную ответственность. В частности, это нарушение правил агитации, невыполнение решения избирательной комиссии, нарушение порядка публикации документов, касающихся подготовки к выборам. Все они предусматривают наказание в виде штрафа.
Так, проведение предвыборной агитации в день выборов влечет за собой наложение штрафа до 850 грн., а если агитирует должностное лицо, то сумма штрафа возрастает в 2 раза.
— А если обычному избирателю придется столкнуться с нарушениями в работе избиркомов, сможет ли он обжаловать их действия в судебном порядке?
— Конечно, любые решения, действия или бездействие избиркомов можно обжаловать в Харьковском окружном административном суде в двухдневный срок со дня допущенного нарушения. Для дел, связанных с выборами Президента Украины, установлены сроки рассмотрения в течение 2 суток со дня голосования. В свою очередь судебное решение можно в течение 2 суток обжаловать в апелляционном порядке, если оно вынесено после голосования, или же не позднее чем за 4 часа до начала голосования, если решение вынесено до дня выборов.
Все решения судов данной категории вступают в законную силу после истечения сроков апелляционного обжалования или же после оглашения решения апелляционного суда. Орган, которому надлежит исполнять решение, определяется судом.
— Как будет работать прокуратура непосредственно в день выборов? В случае необходимости сможете оперативно вмешаться?
— В прокуратуре г. Харькова под моим личным руководством создана рабочая группа. Все сотрудники в случае возможных нарушений будут оперативно реагировать на них, координируя свои усилия с городским управлением милиции, районными прокуратурами и судами, которые будут работать в круглосуточном режиме. В день голосования любой гражданин может прийти лично в прокуратуру и подать заявление, которое будет немедленно рассмотрено и разрешено в пределах нашей компетенции. Все районные прокуратуры Харькова будут работать в таком же режиме — там также созданы соответствующие рабочие группы.
Поэтому в случае поступления информации о каких-либо нарушениях мы сможем оперативно ее проверить и отреагировать в соответствии с законодательством.
Я уверен, что все харьковчане придут на выборы и проявят свою активную гражданскую позицию для укрепления правового государства. Одним из инструментов для такого укрепления и является народное волеизъявление, поэтому прозрачные и законные выборы в интересах каждого гражданина Украины.