"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

Федеративная Украина — перспективный выбор

Наше государство вот уже более 20 лет находится в поиске путей развития. Очевидно, что каждый из нас хотел бы жить в сильном, экономически развитом и самодостаточном обществе, где власть выполняет данные народу обещания и считается с мнением большинства. Но как этого добиться? По словам руководителя инициативной группы «Федерализация Украины» в Харьковской области Виталия Мирошникова, выходом в сложившейся ситуации может стать переход от существующей унитарной системы к федеративному устройству. Последнее имеет ряд значительных преимуществ. Это, прежде всего, предоставление управленцам на местах больших полномочий и свободы в решение общегосударственных и региональных вопросов, перераспределение финансовых потоков (тщательного и эффективного оборота средств), выбор путей и механизмов развития конкретных регионов и многое другое. Как рассказал В. Мирошников, все эти инициативы представлены в проекте «Украинская Федерация», который основывается, прежде всего, на диалоге гражданского общества с научной и политической элитой страны. Сейчас проект развивается и находится на этапе разработки Концепции формирования Федеративной Ассамблеи и концепции перехода от унитарной к федеративной системе государственного устройства Украины.

«Впервые проект такого масштаба, как федерализация, начинается «снизу», с инициативы активной научной интеллигенции, журналистов, политологов… У нас есть все для плодотворной и созидательной работы, самое главное — не быть равнодушным к проблемам своей страны. Проект «Федеративная Украина» — это большая организационная и просветительская работа, которая, в итоге, должна оформиться в конкретные законотворческие инициативы по изменению Конституции и законодательства Украины с тем, чтобы функции и полномочия всех государственных институтов власти были оптимизированы по отношению к правам человека и правам громад. И важную роль тут будет играть общественная экспертиза», — отметила руководитель информационно-аналитической службы движения «Украинский выбор» Е. Маркосян.
УХОД ОТ ДЕПРЕССИВНОСТИ И ФИНАНСОВОГО ДИКТАТА
Страны, которые стали сегодня на путь федерализации, являются самыми сильными государствами. В Европе это Швейцария, Бельгия, Германия, в Америке — США и Канада, в Азии — Индия, Китай. Плюс наш ближайший сосед — Россия.
Каковы же предпосылки для создания Федеративной Украины? По мнению экономиста Владислава Ханафеева, это, в первую очередь, необходимость преодоления депрессивности украинских регионов, административного и финансового диктата центров и утверждение европейских принципов экономической свободы внутри государства. «С экономической точки зрения, наиболее развитым регионом выступает индустриальный юго-восток, который играет роль донора для остальных частей Украины, — отметил В. Ханафеев. — В то же время экономика западной Украины менее благополучна и носит дотационный характер. Деление регионов на доноров и реципиентов сомнительно не только в моральном плане, но, прежде всего — в экономическом. В федеративном государстве подобные проблемы эффективно решаются. Как показывает мировая практика, унитарные государства используют местный бюджет лишь в качестве промежуточных фондов, а бюджеты федерации являются абсолютно самостоятельными бюджетными фондами и ориентированы в основном на реализацию местных задач. Например, в Харьковской области добывается практически 40 % газа всей Украины. В 2011‑м Харьков перечислил в госбюджет 14,5 миллиарда гривень, не считая доходов от таможни и приватизации. При этом бюджет города Харькова составляет менее 5 миллиардов гривень».
Нынешний государственный строй не соответствует уровню жизни, к которому мы стремимся, подчеркнул, в свою очередь вице-президент Украинско-азербайджанского бизнес-совета Шахин Омаров. Однако, четкого механизма перехода от унитарности к федерализации пока не выработано.
ДЕЛО НЕ В НАЗВАНИИ
По большому счету, простому обывателю все равно, федеративной или унитарной называется его страна, гораздо важнее — какие изменения принесет ему данное переустройство. «Построение федерализации в Украине нужно, прежде всего, рассматривать как оптимизацию системы управления. Как бы мы ни захотели проконтролировать власть, надо помнить, что она настолько же умна, как и мы. Поэтому необходимо, чтобы появилась ресурсная база для возникновения здоровой формы самоорганизации населения… Дело не в том, что власть ворует, дело в том, — что в итоге получают простые люди. Зачем нам, к примеру, городской бюджет 23 миллиарда, если за 20 лет ни одна школа Украины не получила от государства средств на покупку мела? Если на это власть города не может потратить деньги… Я не знаю, как харьковчане захотят контролировать власть, но знаю точно, что главным ориентиром должен быть результат», — подчеркнула Е. Маркосян.
«Я не являюсь ни противником, ни сторонником федерализации, — заметил депутат Харьковского облсовета Андрей Стронов. — На мой взгляд, это тема — предмет серьезной дискуссии, поскольку здесь нужно взвешенно относиться ко всем возможным последствиям. Прежде всего следует посмотреть — решает ли федерализация острые проблемы, которые мы на сегодня имеем. Бесспорно, идея очень актуальна и привлекательна, но увлекаясь самой идеей, важно не потерять ответы на основные вопросы», — сказал депутат.