"Інфосіті" – інформаційно-аналітичний портал

«Горэлектротранссервис»: в единой связке

Практично и эстетично

— Владислав Александрович, какие задачи решает сегодня ваше предприятие? Где сконцентрирован основной фронт работ?
— Среди главных задач КП «Горэлектротранссервис», которые ставились перед нами два года назад, когда создавалось коммунальное предприятие, были реконструкция и повышение эксплуатационных свойств объектов транспортной инфраструктуры города (тяговых подстанций, контактной сети и т.  д.), поддержание работоспособности сети городского электрического транспорта и оперативное устранение аварийных ситуаций. В конце прошлого года был проведен капитальный ремонт трамвайных путей на улице Грековской, в этом году — реконструкция контактной сети на «Стекляшке» (перекресток ул. Сумской и пр. Правды), ведется реконструкция контактной сети на пр. Маршала Жукова. Уже отреставрирована контактная сеть возле Оперного театра напротив «Зеркальной струи». Ремонтируем участок в пер. Пискуновском с выходом на пер. Лосевский (район Благовещенского рынка). Там мы проложили порядка 1 километра нового пути. Произведен капитальный ремонт 400 метров трамвайного пути на ул. Полтавский Шлях. Восстановлен трамвайный путь до конечной станции трамвая «Монтажник» и отремонтирован разворотный круг. Проложена новая троллейбусная линия в пер. Забайкальский на участке от пр. Героев Сталинграда до ул. Ньютона, а также дополнительного участка контактной сети по проспекту Героев Сталинграда (ул. Одесская). Сделано и делается многое, всего не перечислить.
— Если говорить о планах предприятия, какие самые масштабные работы намечаете на ближайшее время?
— В следующем году планируем завершить реконструкцию проспекта Маршала Жукова, там предстоит еще много работы. Полностью будут заменены опоры контактной сети на новые, современные… Достаточно интересные и необычные в архитектурном плане. Если вы обратите внимание на новые опоры на «Стекляшке», то непременно отметите, что вроде бы они и непримечательны, но прекрасно дополняют городской архитектурный ансамбль улицы.
— Поясните читателям, какие опоры контактной сети устанавливали раньше и какие сейчас?
— Устанавливали либо бетонные, либо металлические столбы, об эстетической привлекательности которых говорить не приходилось. Сегодня мы не просто их меняем на новые, а стараемся, чтобы даже эта составляющая улицы была приятна глазу горожан и гостей и не только выполняла функцию опорного столба и фонаря, а еще и эстетическую. Работу мы проводим совместно с харьковскими архитекторами и работниками КП «Горсвет».
— Когда два года назад начиналось реформирование предприятия, директор Департамента транспорта и связи Сергей Дульфан подчеркивал, что городская власть будет поддерживать новые предприятия, «учитывая, что перевозка пассажиров является социально значимой для города».
— Слова не расходятся с делом. Из недавнего: благодаря помощи и поддержке городских властей нам удалось приобрести новую передвижную электротехническую лабораторию кабельной сети на базе автомобиля «Газель». Старая, еще 1978 года выпуска, полностью выработала свой технический ресурс. Лабораторию мы используем при поиске участка поврежденного кабеля. Это очень ценное и крайне необходимое приобретение. Еще раз спасибо городу за это. Кроме того, приобрели два новых автомобильных крана, грузоподъемностью 25 т. Как раз сейчас один из них работает на участке по ул. Клочковской, где завершается укладка трамвайных путей. Надеемся до конца этого года приобрести экскаваторную технику. Еще одно большое и важное наше приобретение — автовышка типа АП-18 на базе автомобиля «Рено». Вышка установлена на малогабаритном автомобиле, что позволяет работать на труднодоступных участках, тротуарах, куда другая техника не может добраться. С городом мы — в единой связке по всем направлениям, проектам, это совместная большая и плодотворная работа.

«… В будущем планируем запустить мобильное Интернет-приложение, чтобы любой обладатель смартфона в любое время дня и ночи и из любой точки не только города, но и мира мог легко увидеть, как работает городской транспорт в Харькове».


Электротранспорту быть!

— Сколько сегодня сотрудников насчитывает «Горэлектротранссервис»?
— Всего на предприятии чуть больше 500 сотрудников, включая инженерно-технических работников. У нас есть специалисты, отвечающие за организацию движения городского транспорта, которые занимаются GPS‑мониторингом. Весь общественный транспорт в городе оборудован системой GPS-навигации. В нашем диспетчерском пункте отслеживают движение каждой транспортной единицы.
— Всевидящее око?
— Можно и так сказать. В городе на маршруты ежедневно выезжают до 400 единиц электрического транспорта, и мы в любую секунду можем видеть движение каждой из них. Это необходимо. Во-первых, для того, чтобы контролировать график движения и скорость трамваев / троллейбусов, во-вторых, оперативно реагировать на любые аварийные ситуации на дорогах, будь-то затор, ДТП, поломка и т. д. В той или иной ситуации, нам очень помогают многие службы и коммунальные предприятия города: КП «Сигнал», КП «Зеленстрой», КП «Горсвет», КП «Вода», КП «Дорремстрой», ГАИ и другие. Скажу, к примеру, трамвай чрезвычайно сложно перенаправить в случае какой-то форс‑мажорной ситуации: нужно понимать куда, на какие разворотные кольца это сделать, как при этом соединить разорванные маршруты. Этим и занимается наша служба организации движения, которая ведет контроль за ситуацией на харьковских дорогах круглосуточно в режиме он-лайн.
— Существует ли нехватка кадров?
— К сожалению, да — основных специалистов, например, по контактной сети, мы их называем «контачи». Самый больной вопрос. Ну не идет молодежь на такие специальности! Это сложная и очень ответственная работа. «Контачам» приходится работать под 600 вольтами и зачастую без снятия напряжения. Поэтому это должны быть люди очень высокого профессионального уровня — чтобы выполнить свою работу и выполнить ее безопасно.
— Планируете, помимо GPS, внедрять еще какие-то «ноу‑хау» на предприятии?
— Идей, планов множество. Сейчас для связи с водителем трамвая / троллейбуса мы используем мобильную связь. В ближайшей перспективе хотим полностью перейти на голосовую. Для этого мы уже разработали и испытали все необходимое оборудование. Остались лишь некоторые доработки и непосредственно монтаж. Кроме того, мы начинаем оборудовать основные транспортные узлы, конечные разворотные пункты камерами видеонаблюдения, которые выводятся также на наш диспетчерский пункт. То есть стараемся максимально уйти от человеческого фактора в работе. Еще планируем оборудовать все остановочные пункты электронными информационными табло, на которых будет отображаться время прибытия следующего троллейбуса или трамвая. Этой информацией как раз владеет наш диспетчерский центр, осталось за малым — донести ее до пассажиров. Эту же информацию в виде графиков движения, фактических данных хотим транслировать в Интернет, чтобы любой обладатель смарт-фона в любое время и из любой точки не только города, но и мира мог легко увидеть, как работает городской транспорт в Харькове.
— Какие, на ваш взгляд, перспективы у электротранспорта в Харькове?
— Думаю, что такие же, как и во всем мире, в развитых странах, где электротранспорт является важной городской и, что немаловажно, экологически чистой составляющей. Поэтому, уверен, такому транспорту быть!
— Вы сотрудничаете с другими регионами, а может быть, и странами? Перенимаете чужой успешный опыт организации работы общественного транспорта?
— Есть такое. Интересного очень много, но не всегда, к сожалению, это применимо в наших реалиях. И вопрос даже не финансовый. А скорее в менталитете наших граждан.
— То есть?
— Если принято на рельсах ставить медный контакт, как это делают во всех развитых странах (что позволяет электрической цепи нормально работать), то у нас «принято» красть «все, что плохо лежит» со скоростью света. Было решено перейти на стальные контакты. Но они, к сожалению, не дают того КПД, что медь: отсюда потери, перегорания и пр.
— Выходит дело и в сознательности горожан?
— Однозначно. Почему, скажем, в Европе трамвай — это чистый, комфортный вагон, а у нас?..
— Экстрим?
— Не то, чтобы экстрим. Понимаете, при небрежном отношении самих горожан к транспорту, сколько бы денег ни вложил город в его развитие, эффекта не будет. Надеюсь, все же, что наш транспорт, наш город ожидают светлые перспективы.