Город готов принять в коммунальную собственность ПТУУ
Проблему эту руководство города поднимало уже не раз. После того, как государство передало профессионально-технические учреждения на содержание местным органам власти, возникла масса неоднозначных вопросов, которыми теперь должны заниматься органы местного самоуправления.
Как сообщила, депутат Харьковского горсовета, Ольга Чичина, в 2016 году Кабинет министров Украины и Министерство образования и науки постановили, что в связи с децентрализацией профессионально-технические учебные учреждения переходят в подчинение городу, но при этом собственность сохраняется за Министерством образования, а образовательные программы курирует область.
«В связи с этим Харьковский городской совет на протяжении последних трех лет занимался данным вопросом, – рассказала депутат. – За это время была проведена колоссальная работа, касающаяся в том числе оптимизации сети учебных учреждений. Так, мы уже реорганизовали систему ПТУУ внутри города (если раньше было 25 профессионально-технических учебных учреждений, то теперь — 14). Как пример: Харьковский профессиональный лицей швейных технологий (Московский район) и Харьковский профессиональный машиностроительный лицей (Новобаварский район) присоединили к Харьковскому профессиональному лицею швейного и мехового производства (Новобаварский район). Харьковский профессиональный строительный лицей (Московский район) стал частью Государственного учреждения образования “Центр профессионально-технического образования №2 города Харькова” (Московский район). А государственное учебное учреждение “Харьковское высшее профессиональное механико-технологическое училище” (Слободской район) «переехало» в Мерефу. Кроме того, мы создали список всех специальностей, проанализировав какие из них в настоящее время не востребованы на рынке труда (например, менеджер компьютерного набора или операционист компьютерного набора). Наша задача — вывести профессионально-технические учебные учреждения на новый уровень, адаптировав их под современные реалии. Сделать из них высококачественную образовательную площадку, которая бы давала возможность полного погружения в профессию. Но здесь есть свои нюансы, поскольку пока мы не имеем право вмешиваться в образовательный процесс». При этом Ольга Чичина подчеркнула, что если городу удастся принять профессионально-технические учебные учреждения в коммунальную собственность города, руководство Харькова будет иметь право корректировать учебные программы, сокращать невостребованные специальности, и создавать условия для внедрения новых перспективных проектов. «На сегодняшний день в Харькове созданы все необходимые условия для внедрения инновационных образовательных программ, трудоустройства будущих специалистов и многое другое, – подчеркнула Ольга Чичина. – Мы активно сотрудничаем с Центром занятости, высшими учебными учреждениями, различными общественными организациями. Что касается передачи ПТУУ в коммунальную собственность города, на сегодня мы полностью готовы: разработаны паспорта, земельные кадастры. В январе 2019 года Харьковский городской голова Геннадий Кернес направил обращение на имя председателя Харьковского областного совета Сергея Чернова с просьбой завершить процедуру передачи профессионально-технических учебных учреждений в собственность либо города, либо области».
По информации Ольги Чичиной, если в 2016 году объем финансирования профессионально-технических составлял 182 млн. 502 тыс. 281 гривен в город, то в 2019 году в бюджете города заложено уже около 240 млн. грн.
Курс на неформальное образование
Депутат Харьковского горсовета Ольга Чичина также рассказала о работе по внедрению неформального образования. «В январе-феврале 2019 года в разделе программы «Молодежь Харькова-2020» есть пункт «развитие неформального образования», который находится в компетенции Департамента семьи, молодежи и спорта Харьковского горсовета. Мы поставили задачу — разработать программу неформального образования, понять, что это такое, и кто является его субъектом. Сейчас достаточно много предложений на рынке, однако далеко не всегда они стандартизированы и качественны. То есть, сегодня в Харькове существует большое количество тренинговых занятий, английских школ, и мы создаем конкуренцию, но эта конкуренция не всегда качественная. Поэтому нам сейчас необходимо понять, каким должен быть специалист XXI века. Безусловно, он должен быть профессионалом в своей отрасли. Вместе с тем у него есть коммуникационные навыки, которые он получил в школе, но они нигде не закреплены в учебной программе. И вот на этих компетенциях XXI века мы хотим построить новую платформу неформального образования, которая не пересекается с образовательным процессом в школе, а только дополняет ее. Примечательно, что как только мы начали заниматься этой темой с IT-кластером города, маркетинговыми агентствами, неожиданно посыпалось масса запросов из школ (мы даже не успели опубликовать свою деятельность). Преподаватели просят: расскажите нам о профессии будущего, к чему готовить нам школьников? И сейчас мы работаем над разработкой системы, которая бы связывала школу, ПТУ, университеты, и, конечно же, учитывала общегородские ценности, включая волонтерство как базовое качество. Замечу, в западных и восточных странах существует такая практика: ученика не примут в университет, если он, помимо теоретических и практических навыков ( стажировка ), не обладает навыками волонтера. К слову, у наших вузов такая практика уже есть: студентам на бюджетной форме обучения идут дополнительные баллы за участие в молодежных волонтерских проектах. То есть, наша цель – выйти на новую платформу ценностей на уровне города.
Неформальное образование — любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования. В общественных науках и в практике современной педагогики данный термин используется наряду с понятиями «непрерывное образование», «дополнительное образование» «самообразование» при описании реалий современного мира, где процесс овладения новыми знаниями и навыками сопровождает индивида на протяжении всей жизни, принимая разнообразные формы. Неформальное образование играет важную роль в обучении детей и взрослых, не имеющих возможности посещать школу. Неправительственные организации, занимающиеся образованием и развитием, в основном, проводят работу в виде неформального образования. Развитию неформального образования содействует ЮНЕСКО.