Город может остаться без воды
Хроника событий: версия АК «Харьковоблэнерго»
30 октября этого года АК «Харьковоблэнерго» отключила энергоснабжение 11 насосных станций, которые обеспечивают водоснабжение семи районов Харькова. Причина отключения насосных станций — долг КП «Харьковводоканал» за электричество в размере более 400 млн. грн.
Накануне вечером, 29 октября, Харьковская облгосадминистрация провела совещание под руководством губернатора области, на котором рассматривался вопрос задолженности КП «Харьковводоканал» перед АК «Харьковоблэнерго». На совещании была достигнута договоренность о том, что «Харьковводоканал» рассчитывается за потребленную электроэнергию по факту в соответствии с договором, и после этого будет рассматриваться вопрос о реструктуризации задолженности в 400 млн. грн. перед «Харьковоблэнерго».
Однако платежи так и не начали поступать. Поэтому председателем правления АК «Харьковоблэнерго» Сергеем Кириком было принято решение 30 октября отключить насосные станции от электроэнергии в соответствии с условиями договора и действующим законодательством. 31 октября на объекты «Харьковводоканала» временно вернули электричество. Вода в домах харьковчан появилась.
6 ноября после очередного предупреждения АК «Харьковоблэнерго» вновь отключила энергоснабжение насосных станций, обеспечивающих водоснабжение части Московского, Фрунзенского, Киевского, Орджоникидзевского, Коминтерновского, Ленинского, Октябрьского районов Харькова, а также пос. Песочин, пос. Солоницевка и пос. Подворки.
К вечеру 6 ноября насосные станции временно подключили к энергоснабжению.
Что будет дальше — покажет время…
Нас вынуждают к непопулярным мерам с непредсказуемыми последствиями
Как сообщил С. Кирик, сумма долга КП «Харьковводоканал» перед АК «Харьковоблэнерго» составила уже 402,1 млн. грн. «Мы говорили, что готовы не отключать электроэнергию на объектах КП «Харьковводоканал» и рассмотреть вопрос реструктуризации долга при условии 100 % расчетов за текущее потребление электроэнергии. Однако на сегодняшний день договоренности со стороны коммунального предприятия не соблюдаются», — подчеркнул председатель правления.
По его словам, тариф для населения на услуги водоснабжения и водоотведения с 1 августа этого года был повышен в 2,2 раза. «Это должно было предоставить коммунальному предприятию возможность платить за электроэнергию. Однако за август-октябрь долг водоканала увеличился еще на 61,4 млн. грн.», — добавил председатель правления.
Каждый день «Харьковводоканал» должен оплачивать за потребленную энергию минимум 1,5 млн. грн. для нормальной и стабильной работы компании. Однако ежедневно КП «Харьковводоканал» перечисляет АК «Харьковоблэнерго» 600–700 тыс. грн. в день.
При этом Сергей Кирик подчеркнул: «Я не хотел бы, чтобы происходило очередное отключение электроэнергии, поскольку отсутствие воды отрицательно влияет на жизнь города. Но компания не может существовать, эксплуатируя 400 тыс. км электросетей, 28 тыс. подстанций, имея 8 тыс. работников. У нас круглосуточно работают 628 оперативных бригад, которые устраняют повреждения в сетях, им нужны запчасти и всевозможное оборудование. Мы хотим обеспечить качественное и надежное энергоснабжение. Мы выживали все это время за счет кредитов и предоплаты населения, которая сейчас составляет почти 400 млн. грн.», — подчеркнул председатель правления АК «Харьковоблэнерго».
При этом уровень расчетов потребителей перед КП «Харьковводоканал» за предоставленные в этом году услуги по состоянию на 4.11.2014 г. составил 96,3 %. Из средств, полученных от потребителей в 2014 году в сумме 524,4 млн. грн., КП «Харьковводоканал» направил на расчеты за электроэнергию 57,2 млн. грн., или всего 10,9 %.
«В настоящее время КП «Харьковводоканал» не выполняет достигнутые договоренности: за период с 30 октября по 5 ноября при необходимой оплате в размере 10,5 млн. грн. предприятие оплатило 4,1 млн. грн. Единственным выходом из сложившейся ситуации может быть выполнение «Харьковводоканалом» договоренностей по ежедневной оплате за потребленную энергию и погашение существующей задолженности согласно предложенным вариантам реструктуризации долга», — еще раз подчеркнул С. Кирик.
При этом условия реструктуризации определит наблюдательный совет «Харьковоблэнерго», изучив все предложения. «Исходя из того, что харьковчане добросовестно оплачивают услугу, к тому, кто не платит, должны быть применены требования, соответствующие закону и правилам», — заявил председатель правления. Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, «как будет вести себя водоканал», отметил он. «Если они не будут платить нам, у меня возникнут большие проблемы с энергоснабжением моих потребителей. А я как руководитель предприятия должен сделать все, чтобы их обеспечить», — заявил С. Кирик.
Если предприятие-должник не рассчитается за поставленную электроэнергию, в «Харковоблэнерго» намерены действовать в соответствии с законодательством и с заключенным договором.
Согласно достигнутым накануне договоренностям, КП «Харьковводоканал» и руководство города обязались еще вчера, в пятницу, предоставить схему и график погашения задолженности перед «Харьковоблэнерго».
«Харьковоблэнерго» предлагает, чтобы «Харьковводоканал» оплачивал 1,5 миллиона гривень в день за текущее потребление, часть существующего долга — примерно 220 миллионов гривень заплатило государство в рамках компенсации разницы в тарифах, а оставшиеся 185 миллионов предприятие выплачивало по частям.
Неплательщики есть, но с ними ведется работа
Как сообщил вчера, 7 ноября, директор Департамента коммунального хозяйства Виктор Китанин, новые тарифы были введены Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, поздно, 1 августа, и горожане начали платить по ним только с сентября. Он отметил, что на сегодня оплата харьковчанами услуг «Харьковводоканала» составляет лишь 50–60 %, а общая задолженность за воду приблизилась к 160 млн. грн.
Кроме того, цены на расходные материалы, которые использует предприятие, выросли более чем в два раза. Директор департамента подчеркнул, что, если харьковчане погасят долги за воду и будут своевременно в дальнейшем оплачивать эти услуги, «Харьковводоканалу» будет легче решить проблему.
По словам В. Китанина, сейчас ведется огромная работа по этому вопросу. «Харьковводоканал» активно занимается неплательщиками. «Вчера в облгосадминистрации прошло совместное совещание с руководителями городских коммунальных предприятий и АК «Харьковоблэнерго», после которого будут предприняты заметные практические шаги по устранению этой проблемы. Летом Харьков был единственным городом в Украине, где была горячая вода, и с холодной водой вопрос будет решен», — подчеркнул Виктор Китанин.
Отметим, что тарифы на эти услуги не повышались более трех лет. Они изменились 1 августа 2014 года со вступлением в силу постановления Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг, «Об установлении тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение КП «Харьковводоканал». Согласно постановлению коммунальному предприятию установлены единые тарифы для всех категорий потребителей:
— на централизованное водоснабжение — 5,172 грн. за 1 куб. м (с НДС);
— на централизованное водоотведение — 3,036 грн. за 1 куб. м (с НДС).