Харьковский метрополитен: в клубе лучших транспортников мира

02.06.2012 00:48   -
Автор:

Тройку золоченых лошадей — своеобразный транспортный Оскар — увезли с собой и представители дирекции Харьковского метрополитена. Харьковчане стали лучшими среди десятков транспортных предприятий городского электротранспорта из ближнего и дальнего зарубежья в номинации «Качество продукции, технологий и услуг».

Метрополитеновцы говорят: награда эта не стала счастливой случайностью, скорее заслуженным и ожидаемым признанием. Ведь даже в столь непростое с экономической точки зрения время руководство Харьковского метрополитена смогло наладить стабильную работу предприятия, правильно выбрать направление развития, обеспечить высокий уровень безопасности перевозок. Достаточно сказать, что за отчетный период коллектив предприятия не допустил ни одного транспортного происшествия и при этом обеспечил 100-процентный график движения поездов. А это в свою очередь высоко оценили и пассажиры, у которых Харьковский метрополитен давно заслужил добрую репутацию и уважение.
Кстати, работа Коммунального предприятия «Харьковский метрополитен» недавно была отмечена еще и Сертификатом Международного качества — одной из наиболее престижных наград Швейцарского Института Стандартов Качества «SIQS». Директор Института Михаэль Деррер высоко оценил уровень услуг, предоставляемых метрополитеном, и отметил стремление предприятия к постоянному развитию и повышению уровня безопасной перевозки пассажиров.
Как рассказал «Харьковским известиям» генеральный директор КП «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшук, на предприятии ежемесячно проводят инструктаж и обучение пожарной безопасности и по оказанию первой медицинской помощи, в метро систематически проходят учения. Так, 17 мая на ст. м. «Пушкинская» состоялись тактико-специальные учения, в ходе которых сотрудники метрополитена отрабатывали свои действия в случае возникновения пожара в движущемся составе. В учениях принимали участие личный состав и техника Харьковского гарнизона МЧС, а также сотрудники милиции, газовой службы, энергетики, представители коммунальных служб города, медики. Результаты учений обнадеживают — 25 минут понадобилось, чтобы спасти и эвакуировать пассажиров и обслуживающий персонал, и 45 – чтобы окончательно ликвидировать пожар.
Вовремя принять меры срочного реагирования сотрудникам метрополитена помогают и 444 камеры видеонаблюдения, которыми оборудованы все станции метрополитена и отдельные пешеходные выходы центральных станций. Вся информация с камер поступает на Единый диспетчерский центр метрополитена в режиме реального времени, сюда же ежесекундно поступают данные о количестве вошедших на станцию и покинувших ее пассажиров, способе оплаты ими проезда и другая информация, позволяющая вести статистику и учет пассажиропотока и оперативно отслеживать степень загруженности той или иной станции. Безопасность перевозок метрополитеновцы гарантируют и всем гостям Евро-2012.

В ожидании большого футбола

Специально к началу международного футбольного форума на предприятии были разработаны и приняты повышенные меры безопасности. При этом руководство метрополитена не забыло уделить максимум внимания и вопросу комфорта перевозок. Чтобы гостям Харькова и болельщикам было проще ориентироваться на станциях, все указатели и информационные табло были продублированы на английском языке, к 1 июня полностью будут продублированы тексты радиовещаний на станциях и в вагонах поездов. По линии УЕФА в Харьковском метрополитене применена концепция обозначений направлений и объектов для управления пассажиропотоками всех категорий гостей Евро-2012 в виде пикто-грамм. Форма, размеры и цвета пиктограмм к Евро-2012 едины для всех принимающих стран, чтобы пассажиры могли свободно и легко ориентироваться в незнакомом месте.
Также к Евро-2012 в метро оборудуют временные медицинские пункты. Их планируют открыть на ст. м. «Советская», «Научная», «Площадь Восстания». КП «Харьковский метрополитен» уже подготовило помещения под медицинские пункты и установило внутри телефоны, холодильные камеры и мебель. Ну а начиная с 8 июня к работе на станциях метрополитена приступят волонтеры. Всего в подземке будут работать более 90 добровольцев. Их основная задача — объяснить иностранным болельщикам кратчайший путь к объектам Евро и памятным местам Харькова, а также помочь пассажирам оплатить проезд в метрополитене. Волонтеры уже приняли участие в специальном тренинге с участием заместителя генерального директора КП «Харьковский метрополитен» А. Однорогова и начальника службы пассажирских перевозок О. Данильченко. Они, в частности, акцентировали внимание волонтеров на специфике работы метрополитена, качественном и вежливом обслуживании пассажиров, предотвращении конфликтных ситуаций. По окончании тренинга каждому волонтеру была выдана Памятка с наиболее вероятными вопросами, которые могут заинтересовать иностранцев, спускающихся в метрополитен.
Особенный презент от метрополитеновцев ожидает голландских болельщиков. Специально для них в харьковском метро пустили поезд с национальной символикой Королевства Нидерланды. Оранжевый цвет, в который выкрашен поезд, —
это цвет королевской семьи. Кроме того, на поезде изображены тюльпаны как символ Голландии. Поезд будет курсировать по Салтовской линии, так как возле ст. м. «Героев Труда» будет находиться палаточный лагерь голландских болельщиков.

Жетоны сменили билеты, но будущее остается за БЭКами

В конце апреля администрация метрополитена презентовала новую систему оплаты проезда — разовый билет. Таким образом был сделан первый шаг к внедрению единого проездного билета во всем городском транспорте Харькова. К сожалению, не все пассажиры сразу поддержали предложенное нововведение. И сегодня есть те, кто упорно не хочет замечать необходимость совершенствования формы оплаты проезда в городском транспорте. О новой системе говорят: неудобно, сложно. Хотя принцип ее работы до смешного прост: автоматическая касса, после внесения денег пассажиром, распечатывает билет с уникальным штрих-кодом, который дает право прохода на станцию до 24:00 текущих суток через турникет, оборудованный считывающим устройством, на любой станции метрополитена. К тому же на каждой станции сегодня находятся специально обученные консультанты, которые могут проинструктировать пассажира и оказать ему практическую помощь в использовании нового оборудования. Параллельно с внедрением разового билета совершенствуется работа системы оплаты проезда на основе бесконтактной электронной карты (БЭК), которая прекрасно вписалась в быт многих жителей нашего города. Уже сегодня около 500  000 пассажиров ежедневно пользуются бесконтактной электронной картой. Для удобства пассажиров на станциях увеличено количество точек продаж карт и терминалов их пополнения. «Плюсов в новой системе гораздо больше, чем минусов, — рассказывает директор КП «Харьковский метрополитен» Михаил Карамшук. — Во-первых, мы заранее решили проблему размена крупных купюр. Пассажир сможет без проблем разменять деньги, чтобы оплатить проезд в метро, во всех филиалах банковских учреждений, которые находятся на территории метрополитена. Во-вторых, данная новация даст возможность метрополитену сэкономить значительное количество средств».
Экономический эффект, отмечают в администрации метрополитена, обещает увеличиться в разы. Ежегодно на обслуживание жетонного хозяйства здесь тратили 25 млн. грн. Новая система позволит сократить расходы в пять-шесть раз. «Новые автоматы — надежны, и их обслуживание требует минимальных затрат, — объясняет главный экономист метрополитена Федор Поляков. — Сэкономить мы сможем и на изготовлении жетонов. На сегодняшний день себестоимость жетона составляет 0,68 грн., а бумажного билета — полкопейки. И если сегодня себестоимость поездки в метро составляет 2 грн. 65 коп., а фактическая — 2 грн., несложно посчитать, что с введением бумажного билета эти цифры практически сравняются. Это позволит сохранить существующую цену на проезд, что не может не радовать наших пассажиров».
А со временем, обещают городские власти, у владельцев бесконтактных карт проезда в метрополитене появится еще ряд преимуществ. Как сообщил Харьковский городской голова Геннадий Кернес, бесконтактная карта в будущем будет выполнять роль социальной карты Харькова: ей можно будет рассчитываться за жилищно-коммунальные услуги, получать пенсии, субсидии и пособия. В случае введения медицинского страхования все операции также можно будет проводить с помощью этой карты. Кроме того, ей можно будет рассчитываться в муниципальных аптеках.

Метро в перспективе

Для КП «Харьковский метрополитен» планируется закупить 250 новых вагонов. Об этом говорится в проекте постановления Кабмина «Об утверждении Государственной целевой программы строительства и развития сети метрополитенов на 2012–2020 гг.». На закупку вагонов планируется израсходовать 2,9 млрд. грн. из государственного и 987 млн. грн. из местного бюджетов.
В проекте также отмечается, что с 2012 по 2020 гг. в Харькове планируется ввести в эксплуатацию четыре участка Алексеевской и Салтовской линий метрополитена общей протяженностью 7,88 км (от ст. м. «Алексеевская» до ст. м. «Проспект Победы», от ст. м. «Метростроителей им. Г. Ващенко» до ст. м. «Одесская», от ст. м. «Исторический музей» до ст. м. «Площадь Урицкого» и от ст. м. «Героев Труда» до ст. м. «Дружбы Народов»). Также в эти восемь лет планируется построить электродепо «Алексеевское» на 100 вагонов, модернизировать подвижной состав с внедрением передовых технологий и начать строительство новой линии — на участке между станциями «Героев Труда-2» и «Индустриальная-2» протяженностью 9,5 км будет открыто пять станций.

Справка

Харьковчан и гостей города обслуживают 29 станций метрополитена, эксплуатационная длина его линий представляет 38,1 км. Схема метрополитена состоит из трех самостоятельных линий, которые взаимно пересекаются: Холодногорско-заводская — длиной 17,0 км, Салтовская — 10,0 км, Алексеевская — 11,1 км. Действуют 3 пересадочных узла.