Их призвание любить детей

20.03.2013 09:21   -
Автор:

Конкурс профессионального мастерства «Воспитатель года» призван способствовать повышению престижа профессии воспитателя, выявлению и поддержке талантливых педагогов. Проводится мероприятие под патронатом Харьковского городского головы Геннадия Кернеса.

В 2013 году педагоги-дошкольники Харькова соревновались в номинациях: «Воспитатель групп младшего дошкольного возраста»; «Воспитатель групп старшего дошкольного возраста»; «Практический психолог»; «Учитель-логопед».
Конкурс «Воспитатель года-2013» традиционно проводится в два тура: районный и городской.
В районном туре приняли участие 193 воспитателя. В городском соревновались 36 лучших воспитателей, которые представляли все районы Харькова.
Городской тур конкурса проходил в три этапа.
I этап — конкурс материалов педагогического портфолио и контрольная работа по специальности, которую выполняли все конкурсанты.
II этап — презентация собственного опыта работы. Шестнадцать педагогов демонстрировали оригинальность педагогических идей и технологий, разнообразие интересов и увлечений.
III этап — открытые занятия в незнакомых группах детских садов, во время которых 14 финалистов показали свое профессиональное мастерство.
Профессиональные способности оценивались высококвалифицированным жюри.
Победителями в номинациях стали: Анна Грибиник, воспитатель групп младшего дошкольного возраста дошкольного учебного учреждения № 50; Юлия Осипова, воспитатель групп старшего дошкольного возраста дошкольного учебного учреждения № 136; Елена Колонтаевская, практический психолог дошкольного учебного учреждения № 279; Анна Зайченко, учитель-логопед дошкольного учебного учреждения № 458.
Путь финалистов к победе был долгим и трудным, но они достойно справились со всеми поставленными задачами. Накануне торжественного чествования «Харьковские известия» решили поближе познакомиться с виновницами торжества и попросили их рассказать, почему они выбрали такую непростую профессию — учить и воспитывать самых маленьких граждан нашего города.


Хотелось бы отметить, что в этом году конкурс «Воспитатель года», пользующийся заслуженным успехом и популярностью в нашем городе, выходит на всеукраинский уровень. В 2013 году у наших победителей есть шанс стать лучшими воспитателями не только Харькова, области, но и всей Украины.


Анна Грибиник, дошкольное учебное учрежденияе № 50.
Номинация «Воспитатель групп младшего дошкольного возраста»

Каждое утро, идя на работу, я прохожу «дорогой приветствий», когда все дети и родители, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне. А в садике, возле группы меня ждут непосредственно они, мои воспитанники.
Я не могу быть безразличным человеком, потому что общаюсь с настоящим чудом природы — детьми. И это чудо нужно выкормить теплотой своего сердца, богатством души. Сердце ребенка не воспринимает лжи, любая неправда буде выявлена, и внутренний мир его закроется от воспитателя, который допустил ошибку.
Как становятся педагогами? Для меня этот вопрос решился еще в детстве. С самого раннего возраста любимой игрой был «детский сад», где я выбирала главную роль, подражая своей воспитательнице. Мы ходили на экскурсии, готовились к обеду, проводили занятия. Едва научившись читать, я перечитала большую часть домашней библиотеки, особенно впечатлил меня роман Ч. Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим». Судьба главного героя навела меня на мысль о том, что, если бы рядом с мальчиком был любящий и понимающий человек, в его жизни не было бы таких трагических поворотов. И тогда я поняла, что, сделав счастливым хотя бы одного ребенка, будешь счастлив сам.
Поэтому, когда пришло время выбирать учебное заведение, я не сомневалась. С началом учебной педагогической практики я поняла — не каждого можно научить воспитывать ребенка. Можно виртуозно владеть методами и приемами, фонтанировать идеями, но, если ты не имеешь представления о таких понятиях, как Семья, Родина, Труд, Честь, Совесть, Мир, Добро, работай с предметами, а не с детьми. Эти простые слова — основа мироздания. И воспитанники впитывают их именно из общения со взрослым. Ведь педагог своим словом преподает самую трудную на свете науку — быть людьми. Но основной школой для меня была школа материнства. Когда держишь на руках собственное дитя, только тогда по-настоящему понимаешь важность каждого слова, жеста, взгляда в присутствии ребенка.
Воспитатель — это ювелир, который дер-жит в руках двадцать алмазов — бесценных, неповторимых, которые ему нужно превратить в бриллианты.
Но ребенок в саду лишь 3–4 года, которые быстро пролетают, и вот уже выпускной бал. На душе радостно и тревожно, в глазах стоят слезы. За это время к детям невероятно привязываешься, кажется, что лучше, умнее, добрее детей не бывает, кажется, что с другими все будет не так. Теперь это взрослые люди, ученики. И вот снова ко мне пришли трехлетки. И также тревога в душе, и также волнуюсь: смогу ли я?
Позади десять лет кропотливого труда и столько же лет непрерывного обучения. Учеба в нашей профессии бесконечна. Интересно, а есть ли такая степень педагогической зрелости, когда учиться дальше нет надобности? Наверное, нет, потому что мир меняется каждую секунду, а педагог должен всегда идти на шаг впереди.
Моя работа — любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои воспитанники — маленькие дива, которые доверили мне частицу своей судьбы. Всем этим мне предстоит распорядиться мудро и точно.
Счастлива ли я, выбрав эту профессию? Да! Я люблю свой труд, мне приятно общаться с родителями, я с удовольствием делюсь своими идеями с коллегами, я очень люблю мою с ребятами жизнь. Я счастливый человек, потому что с радостью и любовью свои знания, свой опыт, свое сердце отдаю детям!


Елена Колонтаевская, дошкольное учебное учреждение № 279.
Номинация «Практический психолог»

Я педагог-психолог. А еще я — Мама, Жена, Дочка, любящая и любимая. Люблю все времена года, а особенно весну, солнце, цветы, пение птиц. Мне нравится смотреть, когда люди улыбаются, любят, дарят друг другу тепло и радость; мне нравится слышать детский смех, он, как тысяча колокольчиков, звенит и проникает в самое сердце. Я очень люблю Жизнь, где есть счастье и боль, веселье и грусть, встречи и расставания, смелость и страх, участие и безразличие… Любое из этих проявлений Жизни прекрасно: позитивные эмоции и чувства дают нам уверенность, спокойствие, определенность, а негативные — дают нам огромную возможность двигаться вперед.
Каждый человек, приходящий в этот Мир, стремится к любви, развитию, признанию. Мне очень нравится высказывание одного мудреца о том, что ни один человек не приходит в этот мир просто так, в его появлении на Земле заинтересована Вселенная. Она нуждается в нем, потому что именно в этом Человеке заложены такие задатки, способности и таланты, которые необходимы Миру сейчас, в этот период его развития. Человеку же необходимо развить и приумножить то, чем одарила его Природа, а помочь ему в этом можем мы — взрослые, ведь именно мы являемся свидетелями самого загадочного явления во Вселенной – развития личности ребенка.
Выбор моей профессии определило желание помочь ребенку проявить все лучшие качества, научить его радоваться жизни, ощущая полноту энергии, сил, возможностей. Все это я делаю для того, чтобы мои ребята в будущем смогли обрести свое место в жизни, выстоять и победить!
Ведь то, как прошло детство, каким был первый опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, преодоления страхов, трудностей, опыт переживания достижений и неудач, что вошло в его разум и сердце, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.
Первые знания о психологии я получила из книг. Мне интересно было читать об исторических личностях, их характере, жизненном пути. Я нахожу для себя ответы в мудрых прит-чах. И мне очень повезло: мне встречались ин-тересные люди, сильные и яркие личности, они делились своим опытом, давали советы, заряжали своим жизнелюбием и оставляли свой след в моей судьбе. Прошли годы, и теперь я сама являюсь примером для своих малышей, увлекаю их самопознанием и саморазвитием, учу интересно и легко относиться к жизни.
Мне всегда хотелось быть психологом именно в дошкольном учреждении. Ведь работа психолога в детском саду принципиально отличается от работы по оказанию экстренной психологической помощи в других сферах деятельности.
Внутренний мир ребенка — особенный мир, не похожий на мир взрослого. Дети живут чувствами, конкретными образами. Они доверчивы и открыты. На интуитивном уровне дети чувствуют фальшивые нотки. И, опираясь на особенности их мира, общаться с ними легко и приятно. Доверие ребенка — бесценный дар, к которому надо относиться бережно. Для дошкольного психолога очень важно сохранить это доверие, создать для ребенка безопасную обстановку общения. Любовь, добро, желание быть интересным — залог успеха в общении с детьми.
Передо мной глаза ребенка — искренние, чистые, святые, и у меня нет ни малейшего права подводить, предавать их ожидание и надежду. Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце психолога должно быть не только добрым, но и всевидящим. Я люблю своих детей, мне интересен каждый ребенок, они все такие разные, со своими характерами, эмоциями.
Я люблю слушать детский смех. Если ребенок смеется, значит, ему нравится жить в этом мире, и он открыт ему.
Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, что ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность. Любовь и уважение к своим воспитанникам, доброта, честность, открытость — вот главные постулаты в моей работе.
Мне очень близко восточное изречение: «Труд педагога можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. …Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».
Так и в моей работе каждому ребенку необходима любовь, понимание его индивидуальности. Ведь только в любви открывается неповторимость каждого ребенка, раскрывается его образ. А для этого я просто живу детством: играю, мечтаю и фантазирую вместе с детьми.
Я даже не предполагала, что эта работа принесет мне столько удовольствия и радости. Я влюблена в свою профессию, и нет для меня большей радости, чем «видеть распахнутые детские глаза, сознавать, что самое большое и значительное закладывается в детстве».


Анна Зайченко, дошкольное учебное учреждение (ясли-сад) № 458.
Номинация «Учитель-логопед»

Какие мысли возникают у обычного человека, когда он слышит слово «логопед»? Очень многие считают, что это врач, который лечит заикание и нарушения звукопроизношения. Большинство с иронией вспоминают фильм «По семейным обстоятельствам» и «улицу Койкого».
Для меня логопед — захватывающая и очень разноплановая профессия. Прежде всего, он коррекционный педагог-психолог, а также специалист по альтернативной коммуникации, а еще актер, врач, лингвист, переводчик, консультант…
Логопед — универсальный специалист, который может работать с человеком от рождения, консультируя родителей об особенностях кормления и ранней коммуникации малыша, до пожилого возраста. Это профессионал, помогающий людям научиться полноценно общаться, используя речь, мимику, жесты, интонацию.
Моя профессия позволяет превратить жизнь в путешествие: поиск подхода к каждому малышу, анализ современных подходов преодоления нарушений коммуникации, изучение опыта других специалистов.
Откуда же началось мое путешествие?
Родилась я в семье известных харьковских геологов Валентины и Дмитрия Зайченко, которые построили собственную систему воспитания детей на принципах здравого смысла и японского традиционализма. В нашем доме всегда было много игр, книг, музыки, спорта и свободы. Для меня и моих братьев — Артема и Юры — папа является воплощением творческого начала, а мама — сосредоточением четкой структуры воспитательного процесса. Именно родители личным примером показали мне, каким должен быть человек, воспитывающий детей.
Кроме того, мне в жизни везет на хороших, вдохновляющих на поиск учителей. Во время учебы в Песочинской средней школе на дорогу исследований меня наставили учителя биологии Юрий Владленович Валенчук и Алла Юрьевна Ионцева. А благодаря учителю математики Александру Николаевичу Роганину я поняла важность системы и порядка.
Логопедия в моей жизни появилась волей случая как практическая реализация представлений о биологии, филологии, медицине и психологии. Училась я в Харьковском национальном педагогическом университете имени Г. С. Сковороды, в котором замечательные педагоги Ольга Николаевна Коваленко и Наталья Иосифовна Романова показали мне ориентиры серьезности отношения к детям и профессии.
Практическая работа учителем-логопедом началась и продолжается в детском саду № 458 комбинированного типа для детей с различными нарушениями речи.
Педагоги нашего детского сада стремятся, чтобы каждый ребенок рос веселым и активным, любознательным и открытым, доброжелательным и отзывчивым, самостоятельным и инициативным. А наш садик — это действительно удивительное место для воплощения творческих порывов души детей и педагогов в любом направлении.
Дошкольные учебные учреждения комбинированного типа начинают меняться в связи с распространением идей инклюзивного общества, изменением образовательного законодательства. Наш сад открыт для любого малыша, и мы стараемся создавать в нем инклюзивную образовательную среду, ведущим принципом которой является готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям каждого ребенка за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.
В детском саду я работаю с детьми с различными нарушениями развития: дизартрия, алалия, заикание, задержка психического развития, аутизм. Вскоре после окончания университета стало понятно, что мне не хватает профессиональных знаний, умений и навыков в том, как же помогать детям с особыми потребностями и их родителям. И в этот момент я попала в Центр раннего вмешательства — организацию, реализующую программы междисциплинарной семейно-центрированной помощи детям раннего возраста с особенностями развития и их семьям. Здесь впервые осознала необходимость командного подхода в работе с детьми и то, что целью работы специальных педагогов, в том числе и учителя-логопеда, должно быть стремление к нормализации жизни ребенка и его семьи, их включение в общество.
Так постепенно формировалась моя педагогическая философия. И я считаю, что людям, которые связаны с детьми, следует осознать несколько важных вещей: каждый ребенок — это человек, с собственной точкой зрения, которую необходимо слышать и уважать, если ребенок не выражает собственную точку зрения, он тебе не доверяет; любой ребенок — это человек с большим потенциалом, который может быть глубоко спрятан, к сожалению, никакой диагностический инструментарий, выводы специалистов не могут дать даже 50 % понимания потенциала ребенка.
Задача любого педагога, в том числе логопеда: найти путь к ребенку и показать этот путь всем, кто взаимодействует с малышом; у педагога не должно быть стандарта воспитанника или ученика. Все дети разные, но все могут учиться, наблюдать, анализировать, сочувствовать, четко формулировать свои мысли, ждать, слушать, предлагать выбор, сеять сомнение — это минимальный набор действий, которые должны быть в арсенале педагога; детская любознательность является движущей силой познания и для педагога всегда должна быть на первом месте. Знания, умения, навыки — вторичны. Любой взрослый (родитель, воспитатель, учитель) должен как можно чаще вспоминать детство, собственных педагогов, чтобы не делать с воспитанниками того, чего ему самому не хотелось в детстве.
Таким я вижу настоящего педагога: веселого, интересующегося, активного, доброго, умного.
Мое профессиональное путешествие продолжается…


Юлия Осипова, дошкольное учебное учреждение № 136.
Номинация «Воспитатель групп старшего дошкольного возраста»

У каждого человека есть свое призвание. Задумывались ли вы над этим, думали «на своем ли я месте»? Я думаю — да, если вы ищете свой путь, свою тропинку в этой жизни.

Призвание — это не ежедневная рутинная работа, это стремление дать как можно больше, не требуя ничего взамен. Каждый день, просыпаясь утром, я вспоминаю улыбки своих воспитанников, их заинтересованные глаза и хочу, как можно скорее услышать их голоса, посмотреть в эти глаза.
Подрастая в семье, где мама-педагог, наблюдая за судьбой моей сестры, которая стала педагогом-дошкольником, я не предполагала, что моя профессия будет такой же.
Стать воспитателем? Думала ли я, что моей работой будет воспитание детей? Мое первое образование — медицинское, и я считала, что путь избрала верный, но рождение дочери, ее рост, воспитание, вдохновило меня на переосмысление выбраного пути. Размышляя о будущем своей дочери, внутреннем мире маленькой подрастающей личности, захотелось оберегать ее и таких же малышей от жестокости, от жестокого обращения детей друг с другом, показать, как прекрасен мир вокруг них. Поэтому получение второго, педагогического образования стало моей целью.
Педагог не только наставник и воспитатель, но и человек, который в течение определенного времени проживает совместно с ребенком жизнь, осуществляет уход за его душевным состоянием, отвечает за экологию личности, обеспечивает чувства равновесия и безопасности, комфорта и уюта. Основное назначение взрослого — помогать дошкольнику жить собственными силами в согласии с окружающей средой и согласии с собой, как активному субъекту жизнедеятельности.
Творить добро! Вот что самое главное в моей жизни.
Об этом я мечтала с самого детства. Как это было давно, а кажется, что вчера. Помню свое первое занятие. С каким волнением и трепетной радостью готовилась я к нему. Помню лица своих первых воспитанников. Сначала было много неудач и разочарований. Мои желания и стремления часто не совпадали с результатами моих педагогических усилий.
В последние годы в отношениях между детским садом и семьей наметились прогрессивные тенденции. Родители и педагоги, убежденные в высокой ценности дошкольного периода в жизни ребенка, пытаются объединить усилия в деле воспитания духовной, гармонично развитой личности, что очень помогает нам, воспитателям.
Тема воспитания гуманности очень интересна для меня.
При воспитании у ребенка гуманных чувств стараюсь, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Учитываю, что рождение сочувствия у маленьких детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Котенок-котенок, а тебе не холодно зимой без сапог?», «Почему ты печальный?». Дети чутко реагируют на проявления доброжелательности по отношении к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым, поэтому чувствую взаимную любовь малышей.
Иногда, заметив вину ребенка, взрослые ограничиваются замечаниями. К сожалению, этого недостаточно. Следует воздействовать по-другому: проанализировать вину, привести наглядный пример, связать поведение ребенка с тем, что он знает, видит, слышит. В этом случае взрослому вместе с ребенком целесообразно прочитать книгу, посмотреть фильм, привести случай из своей жизни. Эти приемы я использую в своей работе.
Кроме того, моя задача как педагога — создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, предоставить ребенку возможность быть успешным, формировать в нем личностные ценности, навыки культуры поведения детей между собой, со взрослыми, доброжелательное отношение к окружающим. Воспитать гуманность, доброту, отзывчивость, доброжелательность, трудолюбие и благородство — мое стремление в будущей жизни.
Воспитатель — это человек, который работает с самым ценным — личностью. И от того, какой у вас воспитатель, зависит и то, как ребенок проведет свои детские годы. Поэтому воспитатель не только воспитывает, он помогает, направляет, подсказывает, ищет… Такова судьба воспитателя. Каждый ребенок — это маленькая вселенная, и, правильно подобрав ключик, можно воспитать личность. А самой большой наградой для меня является достижение моих воспитанников и ощущение того, что ты помог становлению ЧЕЛОВЕКА.
Я считаю, что воспитатель — это мой жизненный путь. Только в этой работе я вижу себя и не представляю, как можно жить, не видя ясных детских глаз, без дет-ских улыбок, без радости успехов. Это мое призвание.


Победители будут награждены Благодарностями Харьковского городского головы Г.А. Кернеса, подарками (планшетными персональными компьютерами) и в течение года будут получать ежемесячную денежную доплату в размере 1000 грн.
Почетными грамотами Департамента образования Харьковского городского совета и ценными подарками также будут отмечены финалисты конкурса.