Как зарегистрировать свои права на недвижимость
Вместо БТИ эту функцию выполняет специальный государственный орган — регистрационная служба. Среди преимуществ новой системы — сокращение количества инстанций при оформлении документов, фиксированная стоимость и прозрачность процедуры оформления, четкие сроки регистрации, защита персональной информации граждан.
Публикуем ответы на наиболее часто задаваемые вопросы относительно новых правил регистрации прав на недвижимость.
Что такое государственная регистрация прав на недвижимость и для чего она нужна?
Государственная регистрация прав собственности на недвижимость — официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимость, ограничение таких прав путем внесения соответсвующей записи в Государственный реестр прав на недвижимость.
Государственная регистрация прав обеспечивает охрану и защиту прав и законных интересов собственников, пользователей имущества.
Процедура проведения регистрации права собственности
Государственная регистрация прав собственности на недвижимость проводится государственными регистраторами в соответсвующей службе, а также нотариусами.
Обращаться в регистрационную службу необходимо в следующих случаях:
1. Регистрация прав на вновь созданные или реконструированные объекты недвижимого имущества
2. Регистрация прав на основании решений органов власти (решений суда, органов прокуратуры, налоговых органов, органов местного самоуправления)
3. Регистрация обременений (арестов)
4. Проведение госрегистрации прав, которые возникли до 1 января 2013 года, но не были зарегистрированы в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
Обращаться к нотариусу необходимо в случае оформления сделки купли-продажи недвижимости на вторичном рынке (а также дарения, мены, вступления в наследство). Во время совершения сделки нотариус проверит принадлежность недвижимости продавцу, проведет саму сделку и зарегистрирует право собственности на нового владельца.
Чтобы зарегистрировать право собственности на недвижимость, необходимо:
1. Подать заявление и необходимые документы в регистрационную службу, получить карточку приема заявления.
2. Через 14 дней получить извлечение («витяг» — укр.) из Государственного реестра прав.
«Принцип территориальности»
Регистрация прав на недвижимость производится в регистрационной службе по месту расположения недвижимости (в Харьковской области отделения регистрационной службы находятся в каждом районе области и в городе Харькове). При этом наложить арест на недвижимое имущество можно в любой регистрационной службе Украины.
Стоимость регистрации прав на недвижимость
Законом предусмотрены следующие категории госпошлин:
— за государственную регистрацию права собственности —
119 грн.;
— за регистрацию вещного права на недвижимость и отягощений (право аренды, право пользования, аресты) — 51 грн.;
— за внесение изменений в записи реестра — 51 грн.
Также предусмотрена плата за получение извлечения («витя-
га» — укр.) из Государственного реестра прав — 120 грн.
Какие категории граждан освобождены от уплаты госпошлины?
Согласно ст.4 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.1993 № 7‑93 «О государственной пошлине» от уплаты госпошлин освобождены следующие категории граждан:
— граждане, которые отнесены к категориям 1, 2, 3, 4 пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы
— инвалиды I и II групп;
— инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов (партизанов), которые погибли или пропали без вести, и приравненные к ним в правах лица.
Сроки проведения государственной регистрации прав
Госрегистрация прав собственности и других прав на недвижимость — 14 рабочих дней (с 1 января 2014 года — 5 рабочих дней).
Госрегистрация арестов, других обременений прав на недвижимость, а также их снятие — 1 рабочий день.
Госрегистрация прав, которые возникают в результате совершения нотариальных действий, проводится одновременно с совершением таких действий.
Существует ли ускоренная процедура регистрации прав собственности на недвижимость?
Законом такая процедура не предусмотрена. Существуют единые сроки проведения государственной регистрации прав.
Почему нельзя получить свидетельство о регистрации сразу же, в день подачи документов?
Установленный Законом срок регистрации (14 рабочих дней) необходим для проверки факта принадлежности имущества заявителю и детального анализа представленных документов (их подлинность, правильность оформления, наличие печатей, совпадение фамилий, адреса и пр.).
Нужно ли проводить перерегистрацию прав собственности на недвижимость, которые были получены до
1 января 2013 года?
Все права на недвижимость, которые были зарегистрированы до
1 января 2013 года, признаются государством. Если регистрация происходила в соответсвии с действовавшим на тот момент законодательством, то перерегистрировать эти права не нужно. Однако каждый гражданин имеет право по собственному желанию перенести свои данные в Государственный реестр прав и получить извлечение («витяг» — укр.) из Государственного реестра прав.
Нужно ли платить за проведение добровольной «перерегистрации» прав?
В соответсвии с законодательством данная процедура не преду-сматривает оплату госпошлины за проведение регистрации. Необходимо будет оплатить только стоимость извлечения («витяга» —
укр.) из Государственного реестра прав — 120 грн.
Все ли нотариусы (госудаственные и частные) могут проводить государственную регистрацию прав?
Любой нотариус во время осуществления сделок, касающихся недвижимости, проводит государственную регистрацию права собственности.
Какие документы необходимы для проведения государственной регистрации?
1. Заявление установленной формы.
2. Копия документа, который удостоверяет личность (для граждан Украины — паспорт). При себе необходимо иметь оригинал данного документа.
3. Копия идентификационного кода (кроме случаев его отсутвия на законных основаниях).
4. Квитанции об оплате госпошлины, а также платы за получение извлечения («витяга» — укр.) из реестра.
5. Документы, которые подтверждают возникновение, переход или прекращение права собственности на недвижимость (договор купли-продажи, дарения, решение суда, свидетельство и др.).
Уточнить перечень документов по конкретному случаю регистрации прав можно по телефону «горячей» линии службы: 725-00-44.
В ходе рассмотрения документов госрегистратор может принять решение о приостановлении процедуры регистрации в случае, если заявитель подал неполный пакет документов. Об этом регистратор сообщает заявителю в письменном виде. Законом предусмотрен 5-дневный срок для подачи недостающих документов.
В каких случаях могут отказать в регистрации недвижимости?
Основания для отказа в приме заявления о государственной регистрации:
— отсутствие документа, который подтверждает оплату за предоставление извлечения («витяга» — укр.) из Государственного реестра прав;
— отсутствие квитанции об оплате госпошлины.
Основания для прекращения процедуры государственной регистрации прав:
— решение суда о запрете действий, связанных с государственной регистрацией прав.
Основные причины для отказа в государственной регистрации прав:
— заявленное право не подлежит государственной регистрации согласно Закону (см. перечень прав, подлежащих государственной регистрации),
— объект недвижимого имущества расположен на территории другого органа государственной регистрации,
— заявитель не имеет законных прав на недвижимость, которую хочет зарегистрировать,
—представленные документы не дают возможность подтвердить заявленные права,
— на данное право собственности уже имеется зарегистрированное отягощение (арест),
— в пятидневный срок (со дня получения письменного уведомления о приостановлении рассмотрения заявления) заявитель не устранил все обстоятельства, по которым невозможно провести государственную регистрацию прав.
Какие функции остались у БТИ?
В компетенции БТИ остается осуществление технической инвентаризации помещений объектов недвижимости (изготовление технических паспортов).
Какой орган регистрирует земельные участки?
Право собственности на земельный участок оформляется в регистрационной службе. Но только после регистрации самого земельного участка в органах Госземагентства.
Является ли информация, которая содержится в Государственном реестре прав, открытой?
В соответвии с действующим законодательством информация об имущественном положении человека является информацией с ограниченным доступом. Право на доступ к данной информации имеют только определенный законом круг лиц. Как и ранее, на основании запроса данную информацию имеют право получить: суд, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, налоговой службы, СБУ и другие органы государственной власти (должностные лица) в случае, если запрос сделан в рамках их полномочий.
Перечень прав, которые подлежат государственной регистрации:
— право собственности
— право владения
— право пользования
— право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд
— право застройки земельного участка
— право хозяйственного ведения
— право оперативного управления
— право постоянного пользования земельным участком
— право аренды земельного участка
— право пользования (найма, аренды) строением или другими капитальными сооружениями, их отдельными частями
— ипотека
— доверительное управление имуществом
— налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество
— другие вещные права
Регистрационная служба Харьковского городского управления юстиции
Адрес: Ул. Короленко, 16
График работы: ежедневно с 9.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00.
Пятница — с 9.00 до 16.45. Суббота — с 10.00 до 16.00
Телефон «горячей» линии: 725-00-44. Звонки принимаются в рабочее время службы.