Кооперативам — упрощенную регистрацию
Об этом во время встречи с председателями и инициативными группами жилищных, жилищно-строительных кооперативов и объединений совладельцев многоквартирных домов, а затем и с журналистами города сообщил начальник Регистрационной службы Харьковского городского управления юстиции Олег Дробот.
Он отметил, что в связи с большим количеством жалоб Регистрационная служба упростила порядок выдачи и сократила перечень документов, необходимых для оформления собственности квартир в ЖК, ЖСК и ОСМД.
Отвечая на вопрос журналистов, почему государство уделяет этому вопросу особое внимание именно сегодня, О. Дробот заметил, что вся эта собственность строилась десятилетия назад и на тот момент, для того, чтобы закрепить за собой право собственности, гражданину требовалось лишь быть членом этого кооператива. Никакие дополнительные документы на тот момент не оформлялись. Но с девяностых годов прошлого столетия и по сегодняшний день идет процесс оформления всей этой собственности, который должен, наконец, логически завершиться. А если эта собственность не оформлена — существует риск мошеннических операций с этой недвижимостью. Да и сам владелец не может распорядиться своей недвижимостью, пока она официально на него не оформлена. Поэтому перечень документов для оформления кооперативной недвижимости сегодня достаточно широк. Ответственность при оформлении недвижимости разделяют между собой заявитель, подающий эти документы, председатель кооператива и регистратор регистрационной службы. С начала этого года существует ряд упрощений в оформлении документов.
Олег Дробот подчеркнул, что для регистрации неоформленной кооперативной собственности (в частности, кооперативной квартиры) необходимо подать заявление установленного порядка, приложить оригинал квитанции об уплате государственной пошлины (в размере 119 грн.), квитанцию об уплате за выписку из государственного реестра (120 грн.), копии паспорта и идентификационного кода заявителя. Если документы подает не проживающий в квартире человек, а его доверенное лицо, то податель должен предъявить нотариально заверенную доверенность.
Кроме того, в пакет документов входят справка о выплате пая по состоянию на сегодняшний день (оригинал за подписью председателя и секретаря кооператива и печатью кооператива), список членов кооператива либо извлечение из этого списка, документ о присвоении адреса квартире за подписью председателя кооператива, а также документ, подтверждающий введение дома в эксплуатацию, и технический паспорт на квартиру. Образцы этих справок, чтобы не было различных разночтений, будут размещены во всех отделениях и залах приема-выдачи документов.
Начальник Регистрационной службы уточнил, что не обязательно, но желательно предоставить документы о выделении земельного участка под строение. Он также отметил, что при регистрации предоставлять Устав кооператива не требуется.
Олег Дробот также подчеркнул, что невозможно произвести регистрацию всех квартир кооперативного дома по одному общему пакету документов — по каждой квартире нужно предоставлять отдельный пакет документов.
По словам начальника Регистрационной службы, этот порядок оформления документов относится и к гаражным кооперативам, за одним маленьким исключением: если речь идет о кооперативном доме, то квартира — это тот объект, который, по сути, не находится на земельном участке. В гаражном кооперативе каждый гараж находится на земельном участке и тут уже в обязательном порядке необходим официальный документ о том, что земельный участок отводился для целей и нужд строительства этого гаража. Олег Дробот заметил, что с начала будущего года установлены новые сроки оформления необходимых документов: вместо четырнадцати дней, существующих сегодня, с января 2014 года этот срок будет составлять пять дней…